Среда, 17 июля 2024

Редакция

Всё движется, и ничего не стоит*

Год назад Юрий МИХАЙЛОВ был назначен областным омбудсменом. О том, чего удалось добиться за это время, он рассказал в интервью «НВ».

— Юрий Владимирович, прежде вы были предпринимателем. Каково там, по другую сторону баррикад?

— Да, многое изменилось, и я сам изменился. Самое главное, что теперь я получаю больше информации о происходящем. Я изучил больше законов, встретился со многими людьми и увидел те проблемы, с которыми прежде не сталкивался. Я научился тому, как их можно решить, и более того — как их предвидеть и предупреждать. Все это и есть результат первого года работы. В целом он был для меня временем становления.

Мы создали новый государственный орган — сформировали консультативный совет из числа руководителей общественных организаций, занимающихся бизнесом; создали экспертный совет, куда вошли специалисты в сфере административного, уголовного права. Сейчас создаем на базе Новгородского фонда поддержки малого предпринимательства общественную приемную уполномоченного по защите прав предпринимателей при Президенте РФ. Ее помощь будет бесплатной.

— За этот год что было самым сложным в работе?

— Самое трудное — работа с людьми. В начале прошлого года иные ждали, что я взмахну рукой, и их проблемы разрешатся. Сложно убедить предпринимателей, что стиль работы в государственных структурах не такой, как в бизнесе. Здесь нельзя просто прийти, ударить по рукам и ждать, что завтра закрутится механизм: пойдут платежи, поедут машины с товаром. Приходится убеждать, доказывать, разбираться, кто прав.

— Помните случаи, когда ваше вмешательство закончилось удачей?

— Да, конечно. Например, в апреле ко мне приходил учредитель организации, которая вложила порядка 250 миллионов рублей в работу на нашей территории. У них была проблема с подключением уже практически отремонтированного здания к системе водоснабжения. «Новгородский водоканал» выдвинул требования, выполнение которых обошлись бы примерно в семь миллионов рублей. Нам совместно с департаментом экономического развития и торговли удалось встретиться и с инвестором, и с работниками водоканала. Одного совещания оказалось достаточно, чтобы разрешить конфликт. Стоимость подключения была уменьшена в десятки раз.

Также в определенный момент совпало наше желание помочь бизнесу с изменением нормативно-правового акта, регулирующего патентную систему налогообложения, и желание регионального правительства сделать ее рабочей. С 1 января 2015 года стоимость патента для предпринимателей зависит от численности населения в муниципалитете, и во многих районах она значительно снижена.

— Можно сказать, что какие-то проблемы типичны для региона?

— Моя работа, наверное, тем и интересна, что со временем проблемы меняются. В начале 2014 года было довольно много вопросов, связанных с увеличением тарифов на теплоносители. Потом появились дела, где речь шла о кадастровой оценке земли, еще позже — проблемы с административными наказаниями предпринимателей. Да, можно систематизировать поступающие обращения. Более 50% из них так или иначе связаны с контрольно-надзорной деятельностью. Но если посмотреть на цену вопроса, станет ясно: в 2014 году, когда предпринимателя наказывали надзорные органы, штрафы были небольшими. В то же время появлялись единичные случаи, не связанные с проверками, и там речь шла о достаточно больших суммах.

Кроме вопросов, связанных с защитой интересов предпринимателей, есть еще и функции посредника. Когда между двумя субъектами предпринимательской деятельности возникают противоречия, например, арендодатель резко увеличивает плату тем, кто снимает помещения, бывает достаточно заставить этих людей сесть и договориться. Это порой трудно.

Всё движется, и ничего не стоит*— Роспотребнадзор получил право проверять предпринимателей без уведомления. На ваш взгляд, это было на самом деле необходимо?

— Действительно, с 23 января такое стало возможным. Но я бы не стал акцентировать внимание именно на этом решении. Роспотребнадзор и прежде имел много полномочий по воздействию на бизнес. Если вас за сутки предупредили по телефону о внеплановой проверке, максимум, что вы можете успеть, — посмотреть, есть ли просроченный товар, когда речь идет о торговой организации, или, в случае производственной сферы, вкрутить недостающие лампочки и расставить урны для мусора.

Опытные специалисты, а в Роспотребнадзоре работают именно такие, всегда найдут недочеты, если у них есть такая цель. В этом как раз и состоит проблема. Я сам, занимаясь бизнесом, сталкивался с тем, что сотрудники проверяющих органов, раз уж пришли, считали себя обязанными найти недочеты. Какой-то гражданин обратился к ним, написал жалобу, значит, они должны действовать. Да, иногда предприниматели сами инициируют конфликт с клиентами. Но я не считаю нормальной существующую практику наказаний. Нужно обучать людей, давать им время на устранение выявленных недостатков и уж потом, если ничего не сделано, наказывать.

— Сейчас все громче говорят о кризисе. Как оценивают ситуацию в экономике новгородские предприниматели?

— Люди говорят, что им трудно. Уровень доходов физических лиц падает, а это значит, что падает и доходность бизнеса, потому что весь он работает для потребителей. Обороты компаний снизились, а все издержки, начиная от заработной платы, остались прежними или даже выросли. Например, увеличились штрафы за административные правонарушения. Я общаюсь с предпринимателями, и некоторые говорят, если ситуация с кредитно-денежной политикой не изменится, а цены продолжат расти, компании вынуждены будут в ближайшие полгода сократить примерно треть персонала. Этим людям придется искать новые места работы.

— На региональном уровне можно повлиять на положение дел?

— Один из элементов регулирования — закон о налоговых каникулах. Сейчас мы работаем над реализацией послания президента, в котором он предложил ввести налоговые каникулы для бизнеса в течение двух лет после открытия производства. Мы создали проект регионального закона, по которому предприятия и индивидуальные предприниматели, занятые в производственной, социальной и научной сферах, два года не будут платить налоги. Люди, которые уйдут в связи с сокращением, смогут начать собственный бизнес на льготных условиях. Это один из вариантов.

Кроме того, нужно будет перераспределять трудовые ресурсы внутри региона. К примеру, на днях я был в Пестове, и там очень нуждаются в кадрах. Есть федеральная программа, которая позволяет выделять миллионы рублей на строительство жилья для тех, кто переезжает работать в сельскую местность, так что это неплохой вариант.

_____________________
* Приписывается Гераклиту. Платон: «Гераклит говорит, что всё движется и ничего не стоит, и уподобляя сущее течению реки, прибавляет, что дважды в одну и ту же реку войти невозможно».

Фото с сайта slidesharecdn.com