Инфляцию считают не только по осени
Растущие цены на товары повседневного спроса — сейчас одна из главных тем разговоров на кухнях рядовых покупателей.
К сожалению, в них хватает не только фактов, но и слухов. А они до добра не доводят, становясь причиной ажиотажа и дополнительного роста стоимости на продукты. Наиболее полная и точная картина — у Новгородстата. О нюансах методики определения цен — наша беседа с руководителем ведомства Натальей ЗИМИНОЙ.
— Наталья Евгеньевна, и мне, и многим жителям области кажется, что цены растут гораздо быстрее, чем об этом говорит статистика.
— У каждого из нас своя инфляция, и она, как правило, не совпадает с официальными данными. Причина в том, что у каждого своя потребительская корзина, и мы невольно оцениваем инфляцию по росту цен на свои «любимые» товары и услуги. Например, владелец автомобиля воспринимает инфляцию от изменения цен на бензин. Пенсионер ощущает инфляцию по росту цен на хлеб, молоко и другие основные продукты питания, студент — по росту цен за обучение, обеды в студенческой столовой, проезд на транспорте...
Возможно, наши цифры вызывают раздражение. Но нельзя забывать, что инфляция — абстрактная средняя величина, которая исчислена на основе сравнения цен по 9000 ценовых котировок, зарегистрированных в торговых точках и организациях области.
— Как регистрируют цены?
— Регистрация цен и тарифов в торговых объектах и организациях сферы услуг производится специально обученными специалистами. В Новгородской области наблюдение за ценами на потребительском рынке проводится в Великом Новгороде, Боровичах, Старой Руссе и Валдае, так как численность населения там составляет более 50% от всей численности населения области и 72% от численности городских жителей.
Обследованием охвачено 845 организаций торговли и сферы услуг, 14 рынков. Наблюдение за ценами на продукты мы ведем в 127 магазинах, на непродовольственные товары — в 423. Цены и тарифы регистрируются ежемесячно с 21-го по 25 число месяца на 502 наименования товаров и услуг, в том числе на 125 продовольственных товаров, на 260 непродовольственных и на 117 видов платных услуг.
В каждом городе отбираются крупные, средние и малые организации торговли и сферы услуг, расположенные как в центральной части города, так и на его окраинах, с тем чтобы в наблюдение попали организации с различными условиями торговли и обслуживания. В списке вы не найдете ни дорогих бутиков, ни социальных магазинов с низкими ценами: обычные магазины, которые посещает основная масса населения. Цены фиксируются непосредственно с ценников или путем опроса продавцов — как по отечественным, так и по импортным товарам. Сам процесс регистрации чётко регламентирован, и требования к нему прописаны методологическими инструкциями, которые мы обязаны строго соблюдать.
Есть немало нюансов, с которыми нам приходится встречаться. К примеру, регистратор, посещая торговую точку, должен подробно описать товар (наименование, завод-производитель, вес и другие характерные особенности), чтобы в следующий раз найти в этом же магазине именно этот товар и определить разницу в цене, которая произошла за месяц.
— Какой показатель в море цен определяет уровень инфляции?
— Инфляция — это повышение уровня цен на товары и услуги. Её характеризует индекс потребительских цен по определенному перечню товаров и услуг, регулярно приобретаемым населением. Набор включает также товары и услуги так называемого «необязательного спроса» — ювелирные изделия, автомобили, заграничные туристические поездки... Не рассматриваются нами в качестве потребительских расходы на приобретение жилых помещений, произведений искусства, антикварных изделий, акций и облигаций.
— А каково практическое применение индекса потребительских цен?
— Индекс потребительских цен используют при формировании государственного бюджета, денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики региона и страны в целом. Он необходим для уточнения социальных программ, индексации денежных доходов, социальных пособий.