Среда, 17 июля 2024

Редакция

Хорошо! Всё будет хорошо!

Если нам скажут: «Ваш поезд ушёл», — мы ответим просто, что подождём другой

Чего ждать и как себя вести, когда экономический кризис и плохие предчувствия не дают спокойно жить и работать.

За консультацией «НВ» обратились к Председателю Правления Новгородского фонда поддержки малого предпринимательства Григорию СТЕПАНОВУ.

— Григорий Федорович, кризис уже достиг пика или будет хуже?

— В тех случаях, когда кризис вызван не только экономическими причинами, но и политическими, всегда трудно предсказывать стадии его развития. Если же отбросить политику и рассматривать экономическую составляющую, пик кризиса еще впереди. К слову, предпринимателей нынешняя ситуация пугает как раз из-за того, что ее сложно прогнозировать. Слишком большое влияние на происходящее оказывают политические факторы. В 2008 году глубина негативных явлений в экономике и скорость их распространения была меньшей, чем теперь. Не было взаимных санкций, политических противоречий. Сегодня все это присутствует.

— К чему еще нам следует готовиться?

— Надо ждать, на мой взгляд, повышения цен на те товары и услуги, в производстве которых так или иначе присутствует импортная составляющая. Их спектр довольно широк, так как из-за глобализации отдельно взятая страна не может самостоятельно обеспечивать себя всем необходимым. Пожалуй, трудно назвать товар, который не затронет повышение цен. В меньшей степени оно коснется консалтинговых, юридических и дизайнерских услуг, вообще любых услуг, оказание которых предполагает много труда и мало затрат. Там же, где производство требует значительных материальных вложений, — например, в строительной отрасли, в автобизнесе, в производстве, — цены вырастут. Пока они не достигли пиковых значений. Рынок не готов, у предприятий еще остаются старые запасы. Но процесс постепенно набирает обороты, и я думаю, что уже в этом квартале мы это заметим.

— Уместно сейчас вкладывать во что-то деньги, стоит брать кредиты?

— Мне не кажется, что у простых жителей региона сейчас много денег и есть большое пространство для финансовых маневров. Нужно просто сохранять спокойствие и верить в хорошее будущее. Что касается кредитов, следует сказать, что банки не слишком стремятся предоставлять денежные ресурсы как гражданам, так и компаниям. Но если есть возможность взять кредит и обслуживать его, имеет смысл это сделать. Скорее всего, стоимость товаров, приобретенных за кредитные деньги, будет оправданной. Однако этот совет касается лишь ближайшего будущего — до ценовой стабилизации.

«Любой кризис — это возможность обновления. Он заставляет людей активнее заниматься собой, своим образованием, перепрофилированием деятельности»

— А как кризис скажется на работе предприятий?

— Многое зависит от отрасли, в которой занята та или иная компания. Люди в кризис резко меняют структуру потребления. Они отказываются от вещей не первой необходимости, от товаров длительного спроса в пользу того, чтобы с гарантией обеспечить свои сегодняшние потребности. Поэтому, скажем, автосалонам, продающим дорогие автомобили, придется нелегко. В то же время предприятиям, которые специализируется на производстве продуктов питания, будет проще. Для них сейчас не самое плохое время, нет значительного падения спроса. Разные предприятия по-разному себя чувствуют в кризис, и это нормально.

— Как все-таки пережить нынешнюю ситуацию тем, кто столкнулся с серьезным падением спроса?

— Единой стратегии не существует. Здесь, как при лечении простуды, есть комплекс стандартных мероприятий, и каждая компания выбирает, какие из них осуществлять. К сожалению, один из первых шагов — это сокращение затрат и снижение издержек на персонал. Поэтому одно из последствий кризиса, с которым мы столкнемся, — приток на рынок рабочей силы. Предприятия будут вынуждены анализировать, где можно сэкономить. Это стандартный подход в кризисной ситуации. Кроме того, многие урежут инвестиционные бюджеты, не будут делать вложений в производство. Однако те предприятия, которые смогут себе позволить инвестирование, существенно выиграют. В кризис выгоднее вкладываться в развитие бизнеса. Вопрос лишь в том, есть ли возможность это сделать. У малых и средних предприятий не остается свободных денег. И тут мы возвращаемся к тому, что стоит ждать секвестирования расходов. Или — перепрофилирование деятельности. Нужно искать новые ниши.

— И о каких же отраслях речь?

— Это все, что имеет ценность на мировом рынке. Хорошо себя будут чувствовать предприятия, так или иначе связанные с добычей полезных ископаемых, нефтью, газом. Малому бизнесу можно ориентироваться на импортозамещение. Это касается как продуктов питания, так и товаров промышленного значения. Нужно понимать, что падение курса рубля произошло не только к доллару и евро, но и, скажем, к китайскому юаню. Мы привыкли к дешевым товарам из Китая, но теперь они не настолько доступны по цене, как раньше. Поэтому сегодня можно построить бизнес, работая над выпуском товаров, замещающих импорт.

— Немного пессимистичный прогноз получается. Есть в будущем что-то хорошее?

— Любой кризис — это возможность обновления. Он заставляет людей активнее заниматься собой, своим образованием, перепрофилированием деятельности. Я смотрю на кризис как на естественный толчок, который при правильном использовании может принести выгоду. Из нынешней ситуации можно выйти победителем, став сильнее и мудрее. Если мы вспомним ход нефтяного кризиса 70-х или российских экономических кризисов, то увидим, что уровень жизни населения после существенного провала идет вверх, причем очень активно. Это нужно помнить, поскольку очень многое зависит от психологического настроя. Как только человек перестает с оптимизмом смотреть в будущее, начинает жить одним днем, ничего не предпринимает, не планирует свои действия, это сказывается и на состоянии экономики. Нужно держать себя в тонусе, и тогда все будет хорошо.