Воскресенье, 24 ноября 2024

Редакция

Мы сдаёмся!

Кризис заставит предпринимателей сняться с насиженных мест

Чтобы понять, как в нынешние непростые времена чувствуют себя маленькие компании, достаточно пройтись по какому-нибудь из торговых центров.

Чуть больше пустующих отделов, чуть больше табличек «Сдается в аренду». Специалисты согласны: малому бизнесу нелегко.

— Покупательская способность населения уменьшается, поэтому падают и обороты компаний. Особенно это заметно на примере предпринимателей, которые торгуют одеждой или, к примеру, электроникой, — комментирует генеральный директор Агентства регионального развития (АРР) Новгородской области Виталий ДЕНИСОВ. — Это общероссийская тенденция, и у нас она выражена примерно в той же степени, что и в других регионах. Могу сказать, что вакантных площадей, сдающихся в аренду, стало больше примерно на 20%. Но пока что ситуация в торговых центрах остается более или менее стабильной. Предприниматели, как правило, держатся до последнего, залезают в долги или же идут к владельцу торгового центра с просьбой пересмотреть арендную плату, но все-таки не закрывают магазин.

Арендодатели тоже потихоньку осваивают новые правила игры. По данным АРР, за последние четыре месяца стоимость аренды квадратного метра торговой площади упала с 1000–1100 рублей до 900–700. Конечно, пока не все, кто сдает помещения в аренду, готовы снизить цену, но кризис диктует. Платить по тысяче с лишним рублей за квадрат были согласны федеральные компании, к примеру, «Евросеть» или «Лето Банк». Теперь крупные фирмы, с охотой открывавшие филиалы в регионах, свернули программы развития до лучших времен. А новгородские предприниматели не располагают большими средствами. Вот и приходится владельцам торговых центров снизить планку притязаний.

К слову, есть вероятность, что такое положение сохранится надолго. В Новгороде должны появиться новые объекты коммерческой недвижимости, строительство которых началось еще до кризиса. Например, сейчас идет реконструкция здания на Большой Санкт-Петербургской, напротив завода «Гаро». А как новому игроку закрепиться на рынке? Конечно, завлекать арендаторов выгодным расположением и низкими ценами. «Если появится новый объект коммерческой недвижимости с верной арендной политикой, офисы многих компаний могут переехать с нынешних мест», — согласен Виталий Денисов. Значит, владельцам уже действующих офисных центров придется что-то придумывать, чтобы удержать бизнес на местах. А ничего эффективнее снижения платы пока не изобрели.

Впрочем, от появления новых зданий выиграют не все малые компании, а только турфирмы, фотосалоны, химчистки и им подобные предприятия, продающие услуги, а не товары. Тем же, кто специализируется на торговле мебелью, одеждой, продуктами или чем бы то ни было еще, придется сложно. Это потому, что строятся не только офисные здания — все больше становится торговых центров. Один только «Мармелад» способен перекроить под себя весь рынок. А поскольку ориентирован он в первую очередь на работу с федеральными брендами, а не с местными предпринимателями, последним придется нелегко.

— Сейчас крупные торговые сети вытесняют мелкие компании, и кризис ускорил этот процесс, — говорит председатель Союза предпринимателей Новгородской области Юлия РОТАНОВА. — Кто-то из предпринимателей съезжает, кто-то уплотняется. У нас мало кто держал одну торговую точку, в основном две-три. Теперь люди отказываются от тех из них, которые приносят наименьшую прибыль. Обеспечить окупаемость бизнеса сложно. Да, в регионе есть мероприятия поддержки, можно, допустим, взять льготный кредит. Но все понимают, что покупательский спрос падает, а кредит придется как-то отдавать. В таких условиях риск не всегда оправдан.

Не поможет предпринимателям, занятым в торговле, и закон о нулевой процентной ставке, который разрабатывается в нашей области. Он, во-первых, будет распространяться только на вновь созданный бизнес, во-вторых, охватит лишь компании, занятые в производственной, социальной и научной сферах.

Должна ли власть обеспечивать поддержку всем предприятиям? На рынке действуют другие законы. Думается мне, окончательное слово тут за потребителями. Не хотят люди идти в маленькие магазины, предпочитая им сетевые, — значит, те в чем-то лучше. У них шире ассортимент, ниже цены.

Для предпринимателей одно из ключевых качеств — гибкость, умение перестроиться. Сколько еще незанятых ниш!

Фото с сайта 14.img.avito.st