Рабочим профессиям тоже требуется высокая квалификация
В прошлом году в Новгородской области сразу после окончания учебного заведения 15 молодых специалистов с дипломами о получении рабочей профессии отправились на биржу труда.
Среди выпускников, не сумевших найти применение знаниям, — парикмахеры, кондитер, повар, официант, электромонтер, автослесарь... Чего не хватило выпускникам ПУ и колледжей, чтобы устроиться на работу? Учился, учился человек, и получается, чтобы только записаться в безработные.
Проблема стала одной из тем для обсуждения на областном совещании, посвященном вопросам совершенствования системы подготовки квалифицированных кадров для экономики области. С основным докладом выступил Анатолий ОСИПОВ, руководитель департамента образования и молодежной политики области.
В 19 профессиональных образовательных учреждениях региона и трех их филиалах обучается 13,5 тыс. молодых людей. Им на выбор предоставлено более полусотни различных профессий и специальностей. Казалось бы, проштудируй спрос на рабочие профессии и выбери ту, что по душе. Но рынок труда, особенно в кризисные времена, очень требователен. А потому, поставил задачу Анатолий Осипов, «к 2020 году подготовка кадров должна вестись по 50 наиболее востребованным и перспективным рабочим профессиям и специальностям в соответствии с лучшими мировыми стандартами и передовыми технологиями».
Педагогам придется больше привлекать в учебный процесс представителей бизнеса. Пусть они четче заявляют свои требования, предоставляют учебные места на производстве. Педагоги же будут готовы впредь отслеживать не только процесс трудоустройства выпускников, но и их дальнейшую карьеру. Практика показывает, что и рабочие нуждаются в повышении квалификации.
Есть резон недавнему студенту пойти и в мастера производственного обучения в колледже — зарплата около 20 тыс. рублей в месяц (81,9% от средней по промышленности). В 2018 году зарплату педагогов обещают довести до среднего уровня в экономике.
Показателем эффективности подготовки должны стать и результаты профессиональных конкурсов, в том числе на международном уровне. Пока успехами в этом направлении может похвастать только техколледж, который успешно развивает связи с финскими коллегами. В отечественных конкурсах успехов больше у гуманитариев из колледжа искусств им. Рахманинова.
Но это не единственная проблема, которую педагогам придется преодолевать в текущем году, есть еще недофинансирование учреждений. План по оказанию платных услуг в связи с кризисом повышается на 10%. И при этом в каждом учебном учреждении установлен свой показатель роста зарплаты, для которого, как было оглашено, будут задействованы средства, вырученные от деятельности на платной основе и работы учреждения по госзаданию.
Говорили на совещании и о проблемах обучения студентов-инвалидов. Сейчас в учреждениях среднего профессионального образования учатся почти 130 молодых людей с ограничениями по здоровью. На их образование в областном бюджете заложено 3 млн. рублей. В технологическом колледже используют целый комплекс технических приспособлений для того, чтобы колясочники могли учиться наравне со всеми.
Только подъемник обошелся колледжу в 200 тыс. рублей. Действует и кабинет преподавателя дистанционного обучения. Одной из задач, поставленных на встрече, стало расширение списка учебных заведений, способных давать рабочие профессии молодым людям с ограниченными возможностями.