А тому ли я дала обещание любить?
Нет, ну как замечательно всё начиналось!
3 декабря 2013 года в Пестове собралось совещание по вопросу «О взаимодействии правительства Новгородской области, органов местного самоуправления и ОАО «Россельхозбанк» по развитию малого и среднего бизнеса в отраслях сельского, лесного хозяйства, строительной отрасли и рыбохозяйственном комплексе региона».
Как сообщает пресс-служба РСХБ, «особое внимание было уделено проблеме привлечения в экономику области долгосрочных инвестиционных ресурсов, необходимых для активного развития предприятий и комплексной модернизации инфраструктуры. Представители Россельхозбанка подчеркнули, что банк сегодня готов сотрудничать по реализации инвестиционных проектов не только с предприятиями АПК, но и клиентами малого и среднего бизнеса других секторов экономики».
Ко времени выхода такой фенечки в свет общий объем кредитования Россельхозбанком различных проектов в Новгородской области составлял порядка 5,3 млрд. рублей (за 2006–2013 гг.). Источник тот же: ОАО «Россельхозбанк».
После этого мы (регион и банк) некоторое время активно обсуждали вопросы сотрудничества в сферах рыбного хозяйства и потребкооперации, молочного производства и посевных работ. Но уже не в таких превосходных тонах. Ибо время шло, а 100-процентно государственный банк не спешил проявлять особое рвение в реализации совместных предприятий.
Например, по прошествии 2014 года было печально отмечено, что РСХБ не принял участия ни в одном аукционе, объявленном правительством Новгородской области. Не счел предлагаемые условия выгодными. Обнаружилось, что казавшееся случайным попадание банка в конце 2013 года в top 20 «организаций, допустивших значительное снижение поступления налога на прибыль» — на самом деле никакая не случайность. В этом «топе» банк остался и на следующий год. А нынешний начал с того, что еще не начал отчислять налог на прибыль в областную казну. Видимо, из-за отсутствия налогооблагаемой базы. Ну не просто же так!
Как-то не заладилось и с обоюдовыгодным проектом под названием Фонд капитального ремонта (ФКР) жилых домов. Россельхозбанк выиграл конкурс по обслуживанию средств фонда. А чтоб было понятно: это десятки миллионов рублей, ежемесячно аккумулируемых на счетах РСХБ. Постоянно пополняемый депозит!
Правда, с самого начала всех (кроме простодушного руководства ФКР) смущало, что РСХБ не имеет офисов ровно в половине муниципалитетов. Но последовал позитивный сигнал о скором открытии в районах мобильных офисов, и регион погрузился в привычную дрёму.
Действительно, к началу декабря мобильные офисы открыли в Новгородском, Волотовском, Чудовском и Шимском районах. Впрочем, множественное число здесь не совсем уместно. Речь идет об одном небольшом броневичке, который колесит по районам в течение недели, останавливаясь в каждом раз в неделю на три примерно часа.
Не склонные к перенапряжению менеджеры ФКР сделали вид, что этого не замечают и довольны. А также, что верят обещаниям руководства новгородского филиала РСХБ «для исправления ситуации в 2015 году расширить зону обслуживания». В некоторых сообщениях даже указывались сроки: до конца первого квартала.
Конец вижу. Зона шире не стала. Стало быть, объективные препятствия имеют место в нашем регионе.
Не без удивления и зависти узнал, что в Мурманской области, где ситуация схожа (офисы РСХБ действуют только в 7 муниципалитетах из 15), никаких препятствий «для исправления ситуации» нет. Тамошний ФКР пригрозил тамошнему филиалу Россельхозбанка разорвать договор, если с приемом квитанций не будет наведен порядок. 9 февраля пригрозил, а 16 февраля: «Для охвата тех муниципалитетов, где наш банк не представлен, мы заключили договор с Почтой России на бесплатный прием платежей», — рассказала «КП в Мурманске» Ирина Скабина, директор регионального филиала Россельхозбанка.
А вот иной пример. В Костромской области тоже не всё с приемом квитанций ФКР ладно. Так там руководство филиала Россельхозбанка минимизировало все затраты, которые несет региональный оператор по открытию и ведению счета, и начислило на остатки средств порядка 12% годовых. «Зачем это?» — возможно, удивятся в новгородском филиале РСХБ. Потому что «жилищный фонд региона является одним из жизненно важных объектов инфраструктуры», — заявляют в эфире ОТРК «Русь» представители финансово-кредитного учреждения.
Так-то оно так, но как растолковал «НВ» (еще 29 октября) Александр УТКИН, руководитель ФКР, «именно Россельхозбанк предложил лучшие условия и стал победителем». Психология победителя — страшная вещь, психология прислуги — удобная. У кого — какая, на мой взгляд, ясно.
И пусть «прислуга» притворно суетится у голенища победительских сапог. Хозяин смотрит снизу вверх и только усмехается. По большому счету, ему глубоко параллельно, как будет развиваться затея с капремонтом жилья в отдельно взятом регионе. Или я чего-то не понимаю?