Среда, 17 июля 2024

Редакция

Тяжёлый песок

Строителям трассы М11 не хватает сырья

17 апреля губернатор Сергей МИТИН провел очередное совещание, посвященное поставкам нерудных материалов для строительства платной автодороги М11. Исследовался парадокс: разведанных в области запасов песка с лихвой хватает, чтобы перекрыть потребности большой стройки, но строители постоянно жалуются на его нехватку.

Есть и еще одна важная проблема. Владельцы карьеров, желающие поставлять песок легально, месяцами собирают нужные документы. В то же время рядом без всякого разрешения разрабатываются и забрасываются участки, с земель сельскохозяйственного назначения снимается верхний плодородный слой.

— Случаи самовольного снятия плодородного слоя почвы выявлялись не один раз, — сообщил начальник отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Новгородской области Виталий НОВИКОВ. — В основном это происходит из-за того, что нет должного муниципального контроля. Вопросами эффективного использования земель должны заниматься районные власти.

Сейчас распоряжением губернатора вывоз песка на стройку ограничен 25-километровой зоной вокруг трассы. По данным руководителя департамента природных ресурсов и экологии Владимира КОРОЛЕВА, в этой зоне имеется 41 карьер с запасом песка 138 млн. кубометров, 14 карьеров действуют и могут поставлять материалы для М11. Для строительства трассы необходим только 21 млн. кубометров, но и такой объем песка новгородские владельцы карьеров предоставить не могут.

Сергей Митин опросил представителей пяти компаний, занимающихся добычей нерудных материалов. Картина сложилась не слишком радостная. Все вместе они поставили на трассу только 1,53 млн. кубометров песка за последние месяцы. Этого явно недостаточно. Чтобы работа шла по графику, необходимо около 74 тыс. кубометров в сутки, а на деле строители получают только 5,4 тыс. кубометров. В свое оправдание владельцы карьеров приводили разные доводы. Кто-то ссылался на то, что не может решить вопрос с отведением леса, кто-то только начал работу и не успел нарастить темп, некоторые жаловались на отсутствие техники. Но каковы бы ни были причины, итог один: песка недостаточно. Предприниматели, желающие подзаработать, привозят его на стройку из Хвойнинского и Любытинского районов, не входящих в 25-километ-
ровую зону. Большегрузы разбивают дороги, которые в свою очередь не входят в подписанное властями и строителями соглашение и не будут восстановлены. Перекупщики и посредники наживаются на поставках песка, а честные бизнесмены терпят убытки. Страдает и бюджет региона.

— Нами были даны распоряжения подрядным организациям о том, что нельзя заключать договоры с отдаленными карьерами и нельзя использовать дороги для логистики, которые не вошли в наш перечень, — прокомментировал начальник Санкт-Петербургского территориального управления государственной компании «Автодор» Сергей КАРПОВ.

Однако на деле за выполнением этих распоряжений никто не следит. Добиваться, чтобы договоренности соблюдались, похоже, придется властям области. Подключится и прокуратура. Сергей Митин призвал руководителей правоохранительных органов более жестко реагировать на все нарушения, связанные со строительством трассы М11.

Фото из архива «НВ»