Разговор с председателем областной Счётной палаты Ниной ЯКОВЛЕВОЙ о том, чем занимается её ведомство
— Нина Дмитриевна, если федеральная Счетная палата о себе иногда напоминает — недавно рассказала о проблемах российского здравоохранения, то о региональном ведомстве мы слышим очень редко. Вы являетесь постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля, образованным областной Думой и подотчетным ей. И работы у вас, если так можно выразиться, выше крыши...
— Это верно, особенно если учесть, что собственно проверками занимаются всего 10 человек. Главная задача Счетной палаты — это контроль за исполнением бюджетного законодательства. То есть в зоне нашего пристального внимания — бюджет региона, прежде всего его расходная часть. Дело не в том, что кто-то злонамеренно собирается присвоить казенные средства (хотя теоретически это нельзя исключать). Главное — это сбои в работе той или иной региональной или муниципальной структуры, вызванные в основном двумя факторами: человеческим и пробелами в законодательной и нормативной базе. С первым всё очевидно, а вот второй чреват системными сбоями в работе. И наша главная задача — найти этот «вирус» в системе.
— Бюджет начинает формироваться областным правительством задолго до финансового нового года. Вы сразу подключаетесь к этому процессу?
— Безусловно. Весь процесс формирования, утверждения и затем расходования средств регионального бюджета отслеживается Счетной палатой. Перед тем как проект бюджета будет внесен в областную Думу, мы досконально проверяем доходные и расходные статьи. В частности, на те ли полномочия выделяются денежные средства, насколько просчитаны все цифры. В течение года бюджет корректируется, и это мы тоже анализируем.
— Бывает так, что возражаете?
— Да, когда, допустим, деньги выделяются структурам, не входящим в сферу полномочий региона согласно федеральному законодательству. Теперь это редкость, а когда в 2004 году Счетная палата только начинала работать, вопросов было много.
— Вы проверяете — по поручению областной Думы, по предложению областного правительства — различные учреждения, получающие деньги из бюджета. Были в 2014 году случаи, когда проверяемые знакомились с Уголовным кодексом?
— Был такой факт, но в СМИ он был представлен исключительно как заслуга Следственного комитета. Мы проверили в 2014 году строительство станции обезжелезивания питьевой воды в Боровичах. Выяснили, что строительство станции, начатое в 2009 году, на момент проведения контрольных действий не завершено, проектные сроки строительства превышены почти в три раза из-за ограниченности финансирования. Более чем на 4,5 млн. рублей была завышена сметная стоимость — якобы на строительство временного городка для стройки. В наличии же ничего не оказалось. А заказчиком — администрацией города — не контролировался ход работ на объекте. Мы направили материалы в прокуратуру. Было возбуждено уголовное дело.
— Очень большие средства, включая федеральные, расходуются на третий мост через Волхов. Объект сложный и важный. Тоже держите под «лупой контроля»?
— Речь идет об использовании средств Дорожного фонда Новгородской области. Результаты контрольного мероприятия, проведенного Счетной палатой в «Новгородавтодоре», показали, что нет локальных смет к рабочей документации на строительство Деревяницкого моста. А это — несоблюдение условий госконтракта со стороны подрядчика ОАО «Мостострой № 6». Также выявлены факты отражения в справке о стоимости объекта недостоверных данных о стоимости проектно-изыскательских работ (указано 188 064,57 тыс. рублей вместо 64 960,54 тыс.). Счетная палата направила представление ГОКУ «Новгородавтодор» по устранению нарушений, информационные письма в областное правительство. Были приняты меры, теперь замечаний нет.
В 2014 году были выявлены неэффективные расходы средств Дорожного фонда, выделенных на ремонт лестничных сходов моста им. А. Невского в Новгороде, почти на 6 млн. рублей (была завышена сметная стоимость на гранитные изделия при разработке проектно-сметной документации), а также факты оплаты работ в завышенных объемах более чем на 1 млн. рублей. Одной из причин этого является отсутствие нормативного правового акта области, предусматривающего обязательность проверок смет на ремонт и содержание дорог местного значения, финансируемых из Дорожного фонда. Необходимые предложения мы направили в соответствующий департамент. Средства в сумме 1032,6 тыс. рублей возвращены в бюджет, по факту нарушения законодательства о размещении заказа прокуратурой Великого Новгорода в отношении заместителя директора МКУ «УКС» возбуждено дело об административном правонарушении. По результатам рассмотрения он заплатил штраф — 20 тыс. рублей.
— А что с дорогами? Столько вопросов у населения по качеству ремонта...
— Как раз после обращения жителей Хвойнинского района мы посмотрели дорогу в деревне Удовищи Анциферовского сельского поселения. Жители заявили, что деньги на ее строительство украдены. Мол, как ее не было, так и нет. Оказалось все гораздо сложнее: работы были проведены четко по документации, фактов нецелевого использования бюджетных средств не установлено. Но там должны быть иного рода работы, потому что дорога находится между двумя озерами и ее постоянно размывает. Вот и получилось, что миллион рублей засыпали в землю из-за того, что не проведена оценка технического состояния дороги. Материалы проверки направлены заявителю и в прокуратуру Новгородской области.
Следует отметить, что результаты контрольных действий в сфере дорожного хозяйства указывают на проблемы в системе управления дорожным хозяйством на муниципальном уровне: не урегулирована нормативная правовая база в дорожной сфере, нет должного контроля за сохранностью дорог местного значения, имеется дефицит специалистов дорожной отрасли. Без совершенствования системы управления дорожным хозяйством такие сбои будут повторяться.
— Очень много внимания областная власть уделяет строительству жилья для детей-сирот, на что также идут бюджетные средства.
— Была резонансная проверка Счетной палаты по строительству жилья для детей-сирот. Были вскрыты определенные недостатки. Исполнители не сразу согласились с этим, пришлось долго доказывать. Например, в Боровичах произошла замена работ и материалов: крышу из ондулина заменили металлочерепицей и т.д. Ни подрядчик, ни заказчик не стали мотивировать замену в документации. Самое же главное — не была оборудована вентиляция. мы предложили районной администрации создать комиссию для оценки возможности эксплуатации этого дома. Нарушения скоро устранили.
То же самое могу сказать о проверке выполнения в Боровичах программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Фактов нецелевого использования бюджетных средств проверкой не выявлено. Вместе с тем установлены случаи необоснованного включения домов в перечни аварийных многоквартирных домов, подлежащих расселению, не выполнены мероприятия по сносу аварийных жилых домов после отселения граждан (не снесены 9 из 20 домов). Сейчас почти все обнаруженные недостатки устранены администрацией города.
— Насколько я понимаю, основная часть проверок проводится после обращений депутатов, которые неплохо знают местные проблемы...
— Да, особенно в 2014 году у нас сложилась эффективная практика взаимодействия с депутатами областной Думы. В частности, по их поручению была проведена проверка территориального фонда обязательного медицинского страхования (ТФОМС): бюджет фонда немаленький, и депутаты хотели разобраться в том, как функционирует вся система. С одной стороны, проводится обязательный аудит ТФОМС. С другой стороны, население жалуется, медики тоже не всегда удовлетворены работой фонда. Мы посмотрели, помимо самого фонда, пять государственных учреждений здравоохранения и две страховые компании — чтобы оценить степень их взаимодействия, а также влияние на эти процессы департамента здравоохранения. Проанализировали механизм формирования видов и объемов медицинской помощи, подлежащей оплате за счет бюджета ТФОМС, тарифы на медицинскую помощь...
Замечу, что бюджет фонда, отчеты по его выполнению мы контролируем. И я была уверена, что нарушений не найдем. Вроде бы все работают по заданному законом алгоритму. А при ближайшем рассмотрении пришли в шок. У большинства — просто убыточная деятельность, а в настоящее время главный принцип системы здравоохранения — это финансовая устойчивость.
Многие из больниц и поликлиник имеют огромную кредиторскую задолженность, но она не всегда отражается в их бухгалтерских отчетах. Бюджет медицинского учреждения формируется из двух показателей: объем предоставляемой медицинской помощи и цена этой помощи.
Допустим, учреждение, исходя из планируемых показателей, может заработать 30 млн. рублей, в то время как обязательные расходы учреждения (зарплата персонала, коммунальные платежи, необходимые медикаменты) составляют за этот период 40 млн. рублей. Это неправильно.
Еще одна проблема: незанятые площади в медицинских учреждениях, за которые, тем не менее, платятся коммунальные услуги. Это расходы. В Солецком районе провели консервацию помещений, и получилась экономия средств. В Шимской ЦРБ пустуют площади, но там по-прежнему оплачивают всю коммуналку. Кроме того, немало учреждений все еще делают ставку на стационарное лечение. Добавьте к этому финансовые санкции страховых компаний за различные просчеты в деятельности лечебных организаций, которые вовсе не работают после этого над ошибками, предпочитая платить штрафы.
Необходимо срочно повышать финансовую устойчивость поликлиник и больниц, обеспечить прозрачность процесса распределения объемов медицинской помощи между медицинскими организациями и формирования тарифов на медицинскую помощь. Сделать это возможно в случае четкого взаимодействия между департаментом здравоохранения как учредителем медучреждений и ТФОМС. Причем направляющую роль, по нашему мнению, должен играть департамент. Информацию об этом мы направили в феврале в областное правительство.
— Полагаю, в одном интервью сложно рассказать о всех ваших проверках, позволивших бюджету области сэкономить существенные суммы денег. Но, надеюсь, какое-то представление о работе Счетной палаты читатели получили. Хочу только уточнить: какие у вас планы на 2015 год?
— Хотим продолжить контрольные действия за расходованием средств Дорожного фонда, а также программ поддержки малого бизнеса. Подчеркну, что наша цель — найти уязвимые места в системе, будь то дорожное строительство или образование, и предложить меры для устранения неполадок. Ведь есть такое выражение: в отлаженной системе и нечестный человек вынужден быть честным.
Фото с сайта inform-24.com