Воскресенье, 24 ноября 2024

Редакция

Шёл Сашка по шоссе,

потому что ехать по нему было невозможно

По вечно актуальной теме — строительство и ремонт автомобильных дорог — накануне заседания правительства Новгородской области корреспондент «НВ» беседует с руководителем департамента транспорта и дорожного хозяйства Владимиром ПЕТРОВЫМ.

— Владимир Дмитриевич, хотя Новгородская область невелика по площади, однако протяженность дорожной сети больше, чем во многих регионах. С чем это связано?

— Протяженность автомобильных дорог, проходящих по территории нашей области, составляет 14820,6 км, в том числе федеральных — 400,5 км, региональных и межмуниципальных — 8393,5 км, местных — 6026,6 км. Плотность составляет 160 км автодорог на 1000 кв. км территории, что является одним из самых высоких показателей в России. В чем причина? В Новгородской области очень много населенных пунктов, бывших колхозов и совхозов... Кроме того, в свое время существенный импульс развитию дорожной сети области дала программа «Дороги Нечерноземья». Но в начале 90-х финансирование дорожной отрасли пошло на снижение, с распадом СССР прекратилось действие всех основных всесоюзных программ.

— Да, но за последние десятилетия интенсивность движения возросла в разы, изменились направления этого движения — дороги ведут туда, где появляются новые предприятия.

— Конечно, стремительный рост движения по автомобильным дорогам, резкое увеличение динамических нагрузок и скоростей требуют новых материалов и технологий, позволяющих улучшить качество и увеличить срок службы дорожного покрытия. А что мы имеем сейчас? Построенные по программе «Дороги Нечерноземья» межмуниципальные трассы и дороги внутри районов как были когда-то построены, так и поддерживаются до сих пор текущим ремонтом. Но капитальный ремонт не производился.

— Необходимое количество денег на капитальное обновление региональному бюджету, вероятно, не потянуть?

— Это невозможно в принципе. Потребность в финансировании таких подходов — это стоимость годового бюджета региона. Без внимания и поддержки федерального центра региональным властям не обойтись. И Новгородская область в этом плане также серьезно зависит от федеральных денег: приблизительно 80% объема регионального дорожного фонда — это деньги федерации. К слову, многие регионы неоднократно выходили с законодательной инициативой в Госдуму по поводу механизмов увеличения наполняемости дорожного фонда. Допустим, за счет увеличения стоимости акцизов на нефтепродукты или отмены транспортного налога, введения налога на большегрузы и налога с продаж на авторезину, чтобы платили больше те, кто чаще пользуется дорогами (так делается в европейских странах). Пока безрезультатно.

— А кстати, как распределяются собранные акцизы?

— На федеральные дороги уходит 28, на региональные — 72%. На первый взгляд, всё замечательно. Но если взять Новгородскую область, у нас протяженность федеральных дорог в разы меньше региональных. Поэтому получается, что федеральные дороги финансируются на 100% от норматива (отчего выигрывают Москва и Петербург), а региональные — как получится... Этот дисбаланс, существующий в течение многих лет, привел к тому, что дороги, построенные в 70-е годы, не ремонтировались капитально 30–40 лет. И сейчас они разрушаются просто от времени.

— Наверное, и технологии строительства теперь отличаются?

— В советское время дороги возводили по нормативам, которые не предполагали нынешние нагрузки на дорожное полотно. Тогда для основания под дороги, как правило, вместо привозного щебня использовался местный материал — известняк, чаще всего. Это делалось для снижения стоимости строительства.

Но известняк в агрессивных средах сохраняет несущую способность не более 25 лет. Он отлично впитывает воду, которая, расширяясь зимой, разрушает дорожное покрытие и сам щебень. Сейчас многие наши дороги вышли «на пенсию», им более 25 лет. Известняк превратился местами в мел, и дороги начали проседать или бугриться. Во время морозов увеличивается пучинистость грунтов: содержащаяся в грунте влага замерзает, а как известно, лёд имеет меньшую плотность, нежели вода, занимая больший объем. Увеличение объема воды при замерзании и приводит к пучению, поэтому какие грунты пучинистые, а какие нет, зависит от содержания в них воды: чем ее больше в грунте, тем сильнее он вспучивается. К пучинистым относятся все глины, суглинки и супеси. В общем, как раз те, что у нас, в Новгородской области...

— С недавних пор к травмирующим обстоятельствам можно отнести и строительство скоростной трассы М11, очень нужной, но пока из-за нее разбиваются местные автодороги.

— Дело в том, что при строительстве часто нарушается запрет о 25-километровом радиусе для карьеров, откуда везут песок и песчано-гравийные смеси. В итоге расстояния, по которым двигаются большегрузы, да еще с перевесом, доходят до 100 км. По настоянию губернатора мы передали три весовых контроля для большегрузов в районы. И еще пять закупаем, чтобы прекратить эту вакханалию.

— Почему в районы передаёте?

04doroga— Потому что из Новгорода не видна полная картина перевозок. А районные власти могут оперативно реагировать на нарушения. Кстати, после периода межсезонья строители М11 приступили к восстановлению разбитых местных трасс, так что, думаю, острота этого вопроса в июне спадет.

— Крайне недовольны дорогами жители Великого Новгорода.

— Я в курсе. Та же проблема: дороги в областном центре лежат на культурном слое, а это слабые грунты. Кроме того, старое основание дорог не приспособлено под современные нагрузки. Кто ж тогда думал, что пойдет такое количество транспорта! Укладывали щебень и сверху — асфальт. Добавлю, в Новгороде дороги еще больше «гуляют», чем где-либо.

— И какой же выход, ведь только новым асфальтом, как я теперь понимаю, проблему не решить?

— Нужно срочно заниматься ливневой системой. В Новгороде она практически не работает. И кто отвечает за ливнёвку в городе — трудно понять. Еще несколько лет назад я видел, как «Ремстройдор» чистил ливнёвку после зимы, готовил её на зимние месяцы. Теперь предприятие доведено до банкротства и ликвидировано. В итоге вся ливнёвка забита, за ней никто не смотрит. Некоторые улицы вообще существуют без ливневой канализации, а это дополнительная причина увеличения количества воды в грунтах под дорожным полотном. После зимнего вспучивания грунтов асфальт летом проседает даже на отремонтированных дорогах. Поэтому мы рекомендовали городу обратить на это внимание и предусмотреть необходимые мероприятия.

— Мэр Великого Новгорода постоянно ссылается на скудость дорожного финансирования от области.

— Давайте проясним. На региональные дороги в районах ориентировочно на один километр выделяется из регионального дорожного фонда 250–300 тысяч рублей. А Новгород тратит каждый год на один километр больше миллиона. Правда, горожане этого не видят. На заседании правительства я остановлюсь на этом подробнее...

— Очень важна не только цена, но и качество ремонта...

— С этой целью мы будем в летние месяцы проводить аукционы на выполнение работ по содержанию дорог, чтобы зимой не возникало проблем. Еще лучше делать договоры сразу на два года, чтобы дорожные предприятия в районах могли прогнозировать свою деятельность, покупать технику, не боясь, что на следующий год их обойдет конкурент. Если вкратце: мы переходим на долгосрочное планирование. Это поможет и дорожно-эксплуатационным предприятиям в муниципалитетах встать на ноги: пока на серьезные работы по реконструкции силёнок им не хватает.

— И конечно же, спрошу про третий мост через Волхов. Его очень ждут водители в надежде на уменьшение пробок в областном центре.

— Мост будет сдан в конце этого года. А вот для строительства развязок потребуется дополнительное финансирование из федерального бюджета. Администрация Великого Новгорода отвечает за съезды с моста, в частности, на Большую Московскую. По моей информации, город этим вопросом сейчас занимается.

— По поводу планов по ремонту дорог в 2015 году в целом по Новгородской области можно уточнить?

— Ответ может получиться слишком пространным. По каждому району планы есть, уже начались и работы. Детально они представлены на сайте областного правительства (информация за 22 мая) и в блоге губернатора.

— Сергей Митин признал в своем блоге, что «нарекания жителей области на неудовлетворительное состояние многих участков дорожного покрытия вполне обоснованны».

— Привести в надлежащее состояние абсолютно все дороги на территории области — задача нелегкая. Исходя из нормативов и учитывая протяженность дорог, на эти цели необходимы существенные вложения, намного превышающие объем средств территориального дорожного фонда. Нам приходится жить по средствам. В 2015 году Дорожный фонд Новгородской области составляет 2,949 млрд. рублей. Главное — использовать эти деньги рационально, с наибольшим эффектом, организовав ремонт на самых необходимых и востребованных участках. Муниципалитетам в текущем году предоставляются субсидии в объеме 413,5 млн. рублей. Только Великий Новгород получит 183 млн. рублей.

Фото из архива «НВ»