Воскресенье, 24 ноября 2024

Редакция

Рассмотрим по существу

Всё не так уж сумрачно вблизи

Нет, время для оптимизма еще не пришло, кризис продолжается, и я даже не могу сказать, что мы уже прошли самый тяжелый период. Тем не менее кое-какие новости уже радуют.

Оборонным предприятиям выдали достаточно авансов и гарантий, чтобы отбиться от претензий банкиров даже в нынешних непростых условиях. Проблемы возникли только у «Уралвагонзавода», там ситуацию будут расшивать в ручном режиме.

По боевым самолетам Россия в прошлом году поставила рекорд. Мы выпустили 103 машины и вышли по этому показателю на первое место в мире. Приятно снова быть первыми, особенно — в такой важной отрасли.

По выпуску гражданских самолетов тоже очень хороший рост, однако у авиаперевозчиков сейчас банально нет денег, чтобы выпущенные самолеты выкупать. Для исправления ситуации президент Путин решил повысить капитализацию Объединенной авиастроительной корпорации.

Это поможет авиастроителям продержаться до того момента, как самолеты снова начнут продаваться. А продаваться они начнут, так как сейчас потихоньку вводятся инструменты для замены долларовых кредитов на рублевый лизинг.

У сельхозпроизводителей все тоже хорошо. Отечественные заводы увеличили выпуск тракторов более чем в полтора раза. Зерноуборочных комбайнов также сделали больше. Для сравнения: у Caterpillar, крупнейшего машиностроителя США, продажи падают вот уже 29 месяцев подряд.

Правда, сильно злорадствовать тут я бы не стал: у Caterpillar есть завод в Тосно (40 км от Петербурга), и этот завод, как я понимаю, тоже не увеличил выпуск. Но все же правительство очень правильно делает, когда помогает нашим фермерам закупать именно отечественные комбайны/трактора.

Кроме фермеров, помогает правительство деньгами еще и автопрому, который страдает из-за дикого падения рынка, вызванного последствиями декабрьского ажиотажного спроса.

Особой катастрофы, впрочем, в автопроме не наблюдается. Курс рубля заставляет сборочные производства увеличивать уровень локализации и открывать заводы по производству запчастей. В долгосрочной перспективе это очень хорошо.

В этом году снова будут выделены деньги на поддержку нашего автопрома: по программе утилизации старых автомобилей и по программе закупок наших марок для госорганов.

Также с апреля начала работать программа льготного автокредитования и автолизинга. Предполагается, что эти программы позволят продать дополнительно 300 тысяч автомобилей и тем самым помочь автозаводам пройти самый тяжелый период кризиса.

Экспортеры — металлурги и химическая промышленность — чувствуют себя довольно бодро и без поддержки государства. Расходы у них рублевые, выручка — валютная, курс рубля просел в полтора раза. В такой ситуации, собственно, сложно получить убытки.

Правда, мировые цены на металлы тоже снижаются... Но пока что изменение курса рубля это снижение успешно компенсирует.

Металлургов правительство убедительно попросило сохранить низкие цены на металл на внутреннем рынке, чтобы автозаводы могли покупать металл по нормальной цене. Если бы правительство разрешило металлургам задрать цены до экспортного уровня, машиностроению пришлось бы очень туго, а в конечном итоге пострадали бы от этого и сами металлурги.

Аналогичным образом вручную были удержаны и цены на удобрения, что позволило нашим сельхозпредприятиям успешно провести посевную.

Я не знаю, как разрулила бы все это «невидимая рука рынка», если бы государство приняло решение слиберальничать. Подозреваю, события развивались бы тогда по сценариям девяностых годов, когда наши промышленность и сельское хозяйство дохли наперегонки.

Обратите внимание: главное, что делает сейчас правительство, это организует предприятиям доступ к рублям. Американцы перекрыли нашему крупному бизнесу доступ к долларовым кредитам, и теперь они заплатят за это потерей российского финансового рынка. Кредиты теперь будут браться в рублях со всеми вытекающими отсюда огромными плюсами для нашей страны.

Вероятно, Вашингтон предполагал, что наша экономика будет «разорвана в клочья», прежде чем дедолларизация зайдет достаточно далеко. Сейчас уже вполне очевидно, что дядюшка Сэм был несколько наивен.

Подведу черту. Быстрых результатов я не жду. Повторюсь: промышленность — это не уличный ларек, здесь быстрых результатов быть не может. Однако уже в течение нескольких лет мы вполне можем надеяться на кардинальное улучшение ситуации.

Олег МАКАРЕНКО, блогер-бизнесмен