Понедельник, 25 ноября 2024

Редакция

Дорога не знает покоя

По Новгородской области проложат 157 км дороги М11

В Великом Новгороде прошло межведомственное совещание по вопросам строительства скоростной трассы М11

С одной стороны, состоявшееся 8 июня совещание — не первое, ведь дорога давно уже в центре внимания и правительства, и прокуратуры области. Проблемы, связанные с нею, также на слуху: разбитые большегрузной техникой региональные трассы, незаконные рубки леса, нарушения при добыче песка, в том числе — с ущербом для экологии и объектов культурного наследия.

Но, с другой стороны, совещание это ключевое в общем ряду. Достаточно бегло очертить круг участников: губернатор Сергей МИТИН, прокурор области Андрей КИКОТЬ, председатель правления «Росавтодора» Сергей КЕЛЬБАХ, руководители департаментов и комитетов правительства, главы районов и поселений.

Серое с белым? Разберёмся

К слову, 8 июня, то есть в день совещания, состоялось и первое заседание вновь избранного Общественного совета под председательством Петра ЧЕРНЯВСКОГО, жителя Крестец. Да и начался этот день вовсе не с докладов и замечаний по ним.

Губернатор, прокурор области и глава «Росавтодора» провели совместный выездной прием граждан. Местом встречи стала точка пересечения действующей автомагистрали М10, связывающей два крупнейших города страны, со строящейся М11. Этот участок вблизи Окуловки наглядно отражает размах строительства. В свою очередь представители поселений в своих обращениях указали на то, что можно назвать «побочным эффектом» крупнейшего проекта.

Что беспокоит общественность? Много чего. Почему вдруг при строительстве моста через речку Нерца вода из прозрачной превратилась в серо-белую? Или кому пришло в голову отрезать нерестилище на речке Межник? С какой стати производители работ, вырубив лес, оставляют после себя «барханы» — огромные кучи из корчей и грунта?

Совсем не риторические вопросы. И вот почему. Как правило, болевые точки уже выявлены. И виновные установлены. Им уже предъявлены требования по возмещению ущерба. Суммы фигурируют ох-хо-хо. Например, ущерб водным биоресурсам (в той самой «отрезанной» речке) — более 400 тыс. рублей. Что до «барханов», кто наворотил, тот и разровняет. Протокол имеется...

Пожалуй, труднее с разбитыми дорогами. По кучам мусора люди не ходят, а проезжая часть нужна ежедневно. Неспроста директор Окуловского ПАТП Сергей
ФИЛИППОВ поднял вопрос об оперативном реагировании. Были случаи, когда автобусы не доходили до конечной остановки — достаточно грузовика на пути, застрявшего в развороченном грунте.

Светлана СОКОЛОВА заострила внимание на состоянии дороги Крестцы — Окуловка — Боровичи. Мол, даже сегодня была подходящая иллюстрация на пути к месту этой встречи — перевернувшийся грузовик.

Прокуратура подтвердила: дорога признана не отвечающей требованиям безопасности. Справедливости ради заметим, что частично она уже отремонтирована. Тем не менее губернатор дал поручение взять эту важнейшую внутриобластную магистраль под особый контроль.

Такие мы есть

Наши коллеги из федеральных СМИ по окончании общественного приема взяли в кольцо руководителя «Росавтодора». Беседа протекала исключительно в позитивном ключе. Сергей Валентинович рассказывал на камеру о той беспрецедентной исследовательской проработке, которая сопутствует проекту трассы Петербург — Москва. С его слов, делается все возможное для минимизации негативного воздействия на окружающую среду. Одни переходы для диких животных чего стоят.

— Опыт Химкинского леса (там общественность, напомним, устроила строителям всероссийский скандал. — В.Д.), — говорил он, — не прошел бесследно. Мы проводим полное гидрологическое исследование каждого участка...

— Если все так системно проработано, откуда тогда те примеры и меры? — я кивнул на палатку, где мы только что слушали вопросы-ответы.

— Как бы мы четко ни расписали все на бумаге, есть человеческий фактор, — ответил Кельбах. — Отсюда вмешательство прокуратуры, технадзора, реакция общественности. Это неотъемлемая часть процесса. К сожалению, всегда найдутся те, кто, не стесняясь в средствах, старается увеличить свою прибыль. Реагируем и мы. Ряд компаний, так сказать, сняты с пробега.

Есть кандидаты на снятие на примете и у наших региональных властей и правоохранительных органов. Так, по ходу основного совещания, состоявшегося в тот же день в прокуратуре, нескольким фирмам были объявлены предостережения о недопустимости нарушений закона. Представители ООО «Алмаз», ООО «Континент» и ООО «Геоком» пытались возражать. Вышло крайне неубедительно. А за предостережениями могут последовать другие меры, вплоть до возбуждения уголовных дел.

04trassaС места в карьер

Под самым пристальным вниманием — разработчики недр. То, что началось со строительством дороги, руководитель департамента природных ресурсов и экологии Владимир КОРОЛЕВ назвал «золотой лихорадкой». В прокуратуре сравнили вывезенный объем песка и то, что задекларировано (и за что уплачены налоги), выявив недостачу как минимум 1 млн. рублей. Вряд ли это «лихорадка», но многих «карьеристов» еще проверять и проверять.

Освоение новгородских недр ни у какого экономиста не уложится в голове так же просто, как песок в кузове. Было заявлено, что рентабельно возить песок из карьеров, расположенных не далее 25 км от строящейся трассы. Однако губернатор на днях, будучи в поездке по области, лично видел, как везут аж из Боровичского района. Оказывается, и 80 км — не крюк!

Между прочим, к этим радиальным 25 км привязан ремонт дорог, страдающих от большегрузов. Есть соглашение, определен общий километраж того, что подлежит восстановлению (295 км). Но по факту ремонтировать надо больше. Надо уточнять ранее составленный перечень и информировать людей: они должны знать, когда и где будет ремонт.

Еще одна загадка: есть фирмы, имеющие лицензии на разработку, иные даже не одну, а работы не ведут. Лицензированные карьеры стоят нетронутыми. Из 34 активно осваиваются только 9. Строители жалуются, что песок не всегда надлежащего качества. А там, где ночью копали (есть и такие случаи), нашли самый лучший, что ли?

Что еще не может радовать: в первом квартале нынешнего года строящаяся магистраль дала только 14 млн. рублей в областной бюджет в виде налога на природные ресурсы. Но планируется на год 350 млн. Не оправдывает стройка ожиданий и в части поступлений НДФЛ и транспортного налога.

В общем, во всей этой «недрономике» еще разбираться. И будут. Вплоть до приостановки лицензий.

— Правительство будет жестко подходить, — предупредил Сергей Митин.

При этом Сергей Герасимович напомнил главам поселений, что нарушения при добыче песка происходят на их территориях. Как минимум надо быть повнимательнее. Рассчитывает он в этой связи и на активную позицию Общественного совета. Готовы плотно взаимодействовать с ним в прокуратуре. То же самое заявлено и со стороны «Росавтодора».

О хорошем

Вообще-то, Петр Валентинович (лидер общественников) тоже сделал хорошее заявление. Он видит задачу свою и своих коллег вовсе не в одном лишь поиске всевозможного негатива. Да, стройка причиняет определенные неудобства. Есть нарушения — будем реагировать. В то же время всем нужно понимать, что само по себе появление современной магистрали — это большой плюс. Все 669 км, и 157 — наших, новгородских, в том числе.

Справедливости ради надо признать, что и впрямь трасса в свете информационных сообщений о ней в основном предстает какой-то одной громадной проблемой. Но ляжет дорога, и пойдет жизнь. Будут новые объекты по ходу движения, рабочие места, увеличится налогооблагаемая база. Вот туда тоже пора обратить взгляд — на потенциал развития. На многофункциональные зоны, места торговли и т.д. и т.п.

И у нее, дороги, кстати, тоже есть проблемы. Отстает пока от графика. Не критически — месяца на три, — но отстает. Что мешает, какая главная проблема? Да все тот же песок! Не хватает его. Но есть надежда, что совместными усилиями — «Росавтодора», генподрядчика, бизнеса и правительства области — вопрос будет решен. При правильной (и законной) организации добычи. Представить иное просто невозможно. Чего-чего, а разведанных запасов песка у нас на сотни таких дорог.

— Мы не только догоним, но и опередим график, — заверил Сергей Кельбах.

Иными словами, М11 может вступить в строй до мая 2018 года. Срок, как известно, установлен под чемпионат мира по футболу, который пройдет в России.

В заключение — несколько цифр. Проезд по новой платной магистрали будет стоить от рубля за 1 км. Но только для передвигающихся на легковом транспорте. Это так называемый социальный тариф. Он не будет действовать на въезде в Санкт-Петербург и Москву, где магистраль строится с привлечением частных инвестиций. Такие места обойдутся в 2.30 возле Северной столицы и в 5.50 — у белокаменной.

Есть и другие цифры, ближе к теме совещания. Раз оно было рабочим и острым, неплохо бы обобщить и количество штрафных санкций. Но хочется все-таки завершить на оптимистической ноте. Да и потом цена вопроса — не цена проезда. Нет пока окончательных данных.

Фото из архива "НВ"