Когда же бизнес перестанут кошмарить проверками?
В короткий промежуток времени среди новгородских предпринимателей были проведены два опроса на одну и ту же тему — о взаимодействии бизнеса с проверяющими структурами. Увы, эта проблема всё еще актуальна. Хотя Владимир Путин знаменитую фразу «Хватит кошмарить бизнес» сказал пять лет назад. Когда же хватит? С этим корреспондент «НВ» обратился за ответом к уполномоченному по защите прав предпринимателей в Новгородской области Юрию МИХАЙЛОВУ.
— Юрий Владимирович, почему все-таки понадобились два опроса?
— Один мы делали исходя из своего понимания, сами строили вопросы. В нем приняли участие 114 человек. Второй проводился для федерального аппарата уполномоченного по защите прав предпринимателей, и там вопросы были похожи на те, которые мы задавали, но количество респондентов оказалось другим, поменьше. Но, несмотря на это, мы затронули более широкий спектр предприятий, включили в опрос и крупный, и средний бизнес. Скажу также, что в первом случае мы использовали административный ресурс, передавали свои вопросы через аппараты муниципальных администраций. Поэтому не всегда мы могли быть уверены в откровенности ответов. Потом, когда мы получили задание из Москвы, мы учли этот опыт и получили ответы у предпринимателей напрямую.
— Но темы опросов совпадают?
— Да, совпадают. Мы говорили в основном о бизнес-климате, просили предпринимателей оценить объем общей административной нагрузки на их бизнес. Это налоги и иные обязательные платежи, затраты на подключение к коммунальным ресурсам, на содержание избыточного непроизводительного оборудования, помещений и персонала, на составление налоговой, кадровой и технической отчетности, на проведение проверок. По мнению большинства, расходы на это составляют более 20% от общей выручки. Также мы спрашивали, как изменились нагрузки на бизнес за последний год. Нас интересовало именно это время, так как, во-первых, были введены санкции по отношению к нашей стране, во-вторых, мы создали дополнительные преференции бизнесу в виде льготных кредитов, изменений ставок по патенту, был принят закон о налоговых каникулах. Мы хотели понять, что же получилось в результате этих действий.
— Как я понимаю, картина вышла не слишком веселой...
— Да. Бизнес ответил, что за последний год административная нагрузка увеличилась. Так считают 96% предпринимателей. По мнению бизнеса, это выражается в первую очередь в избыточных требованиях проверяющих. 80% респондентов ответили, что на их предприятиях проводились внеплановые проверки. Я хотел бы также обратить внимание на то, что 29,8% опрошенных назвали в числе проверок оперативно-розыскные действия. Полиция работает очень активно. Есть момент, который меня беспокоит: казалось бы, оперативно-розыскные действия должны привести к следственным мероприятиям. Но из тех респондентов, которых мы опросили, о таком не упоминал никто. Не говорит ли это о том, что была проверка только ради того, чтобы поставить галочку? Кстати, несмотря на подписанное соглашение о взаимодействии, я ни разу не был приглашен ни на одно совещание с участием УМВД. Думаю, тут есть и моя личная недоработка. Надо начинать более тесно сотрудничать с полицией, искать причины, по которым бизнес так оценивает ее действия.
— Есть еще какие-то ответы, заинтересовавшие вас?
— Я хотел бы отметить в числе вопросов, на мой взгляд, очень любопытный: «Укажите, пожалуйста, ведомства, оказывающие, по вашему мнению, наибольшее содействие в ведении предпринимательской деятельности». Это же одно из главных пожеланий бизнеса — чтобы сотрудники различных ведомств подсказывали, как сделать правильно, как действовать в рамках закона. Предприниматели отметили, что больше всех им помогает ФНС. Однако почти 60% затруднились с ответом на этот вопрос. Выходит, бизнес не видит тех ведомств, которые его действительно могут поддержать.
Были также вопросы, связанные с максимальными административными барьерами, которые создают те или иные организации. Данные по двум опросам оказались практически одинаковыми. Когда мы просили указать ведомство, предъявляющее принципиально неисполнимые требования, среди лидеров оказался Роструд.
— А были случаи, когда предприниматели обращались к вам из-за проблем с этим ведомством?
– Люди в своих социологических опросах говорят о трудностях, а обращений по этой проблеме у меня нет. Получается, то ли предприниматели боятся, то ли формально требования ведомства обоснованы. Но это не говорит о том, что они выполнимы на практике. В чем тут может быть проблема? Как только предприниматель берет на работу сотрудников, на него тут же ложится дополнительное обременение в виде трудовых договоров, договоров материальной ответственности, отчислений во всевозможные фонды, ведения делопроизводства и бухгалтерии. Естественно, что человек, занимающийся конкретным делом, его ставит в приоритет. Остальное – это сопутствующая работа. Но ведомства, занимающиеся проверками, так не считают. У них одинаковые требования и к крупным компаниям, и к маленьким: должна быть проведена специальная оценка условий труда, составлены определенные бумаги. Получается, как только предприниматель берет на работу одного человека, он должен взять еще одного, который будет заниматься оформлением документов.
— И как же преодолеть все те сложности, о которых вы говорили?
— По итогам Госсовета президент дал Правительству РФ 14 поручений, направленных на содействие развитию малого бизнеса. Одно из них связано с так называемыми «надзорными каникулами». Сейчас уже появился проект соответствующего закона. Их хотят ввести с 1 января 2016 года для тех малых предприятий, у которых в последние три года не было выявлено грубых нарушений. Кроме этого, на областном уровне мы совместно с департаментом экономического развития и торговли предпринимаем все, чтобы бизнес мог получить дополнительное финансирование, стараемся сделать бесплатными те или иные виды услуг, организовать процесс получения всевозможных лицензий и допусков так, чтобы он шел быстрее.
— Картина, которая сформировалась у вас при работе с обращениями, совпадает с тем, что показали опросы?
— Я уже говорил, что, по сведениям нашей общественной приемной, проблемы, касающиеся контрольно-административных мероприятий, находятся на втором месте среди всех, что волнуют предпринимателей. На первом — ситуации, связанные с подключением к сетям. Иными словами, общая картина совпадает с тем, что мы увидели в опросах. Но в деталях есть расхождения. Вспомнить тот же Роструд, по которому у меня нет обращений. Кроме того, сегодня огромное количество вопросов от предпринимателей связано с увеличением процентных ставок по кредитам. Здесь, к сожалению, мы не можем вторгаться, потому что банк — такой же хозяйствующий субъект, как и предприниматель. Мы можем попросить банки пойти навстречу бизнесу в том или ином случае, но заставить их не вправе.
— Насколько результаты опроса новгородских предпринимателей типичны для страны в целом?
– В основном картинка совпадает, но иногда есть расхождения. В частности, как я говорил, у нас высокий процент проверок, проводимых полицией. Но в том, что касается количества проверок, тех ведомств, которые создают наибольшие трудности предпринимателям или, напротив, оказывают максимальное содействие, результаты весьма и весьма схожи. Общее мнение предпринимательского сообщества о том, что нужно освобождать малый и средний бизнес от такого количества проверяющих органов, тоже совпадает. Четырех-пяти ведомств, которые знали бы все предприниматели, было бы достаточно. На практике же мы пытались посчитать их число и запутались после пятидесяти. Их задачи зачастую схожи, а их требования пересекаются. Если в какой-то год они все решат проверить предпринимателя, у него будет занят почти каждый день, потому что контрольные мероприятия длятся три дня, а то и дольше. Повторю еще раз: хватило бы пяти ведомств с четкими критериями оценки. Тогда всем будет работаться куда спокойнее.
— До этого, я так понимаю, еще очень далеко?
— Но мы работаем, чтобы изменить ситуацию к лучшему. Институт уполномоченного по защите прав предпринимателей как раз и создан для того, чтобы решать подобные проблемы. Это наша цель. Помните, в старом фильме «Рожденная революцией» говорили о том, что милиция станет не нужна, когда не будет преступности. Так и у нас: когда не будет нарушений прав предпринимателей, когда все ведомства будут работать в тесной связке, тогда и наш государственный орган окажется не у дел.
— Вы верите, что этого можно достичь?
— Конечно, иначе бы я не работал здесь. Без веры нельзя заниматься тем, на чем я сейчас сосредоточен. Если вернуться к вопросам, которые мы задавали, меня очень порадовал вот какой результат: 84% новгородских предпринимателей знают о существовании нашего института, остальные что-то слышали. Эффективной работу регионального уполномоченного считают 34% опрошенных, еще 38% ответили: «Скорее да, чем нет». Я считаю, что это в определенной мере аванс, выданный мне. Люди верят в меня, и это помогает работать.
Фото из архива «НВ»