Воскресенье, 24 ноября 2024

Редакция

Раньше были времена

Вспоминая даже недалёкое прошлое, полезно заглянуть в архивы

Читаю отзывы: «Довели область до ручки. Сидят с протянутой рукой у Кремля в Москве. При Прусаке и то больше делалось... В свою бытность при Прусаке пришли «Дирол», китайцы, «Металлургический завод» и много других... Регион «стабильно, прогнозируемо, управляемо» разоряется и уничтожается... Реальная жизнь новгородцев, которая и так-то не самая лучшая, в прошлом году ухудшилась... Зазеркалье!». Это в ответ на высокую оценку, которую дал положению дел в регионе полпред Владимир Булавин: «Обстановка в Новгородской области — стабильная, прогнозируемая и управляемая».

Конечно, можно списать на хворую фантазию комментаторов. Есть такие: им говоришь: «Стрижено», они говорят: «Брито», им: «Белое», они: «Черное». И так без конца.

Ну какие китайцы пришли при Прусаке? Может, это аллегория по поводу китайского ширпотреба с Черкизовского рынка — тогда соглашусь.

«Дирол»? Короткая же у вас, ребята, память. Готов удлинить.

26 июня 2002 года федеральные «Известия» сообщили «эксклюзивную» новость: «В ближайшие дни в Великом Новгороде могут быть подписаны документы о покупке компанией Cadburry Schweppes (Великобритания) завода по производству жевательной резинки «Дирол», принадлежащего компании Dandy A/S (Дания). Детали сделки не афишируются». Эксклюзивной она, может быть, была для Москвы. В администрации Новгородской области об этом знали давно и были отнюдь не рады.

«Известия» объяснили, почему: «Для компании Cadburry, чей завод находится неподалеку от «Дирола», в прошлом году закончились пятилетние «налоговые каникулы» — полное освобождение от уплаты налогов в российскую казну на протяжении определенного срока. В 2002 году компании удалось добиться пролонгации льгот на год, правда, только в отношении налога на имущество. Вместе с тем для ЗАО «Дирол», основанного в 1999 году, налоговые каникулы пока продолжаются». (Читайте: http://izvestia.ru/news/263580).

Напомню историю вопроса. Постановлением областной Думы с 1 января 1997 года в нашем регионе были созданы четыре зоны экономического благоприятствования с особым налоговым режимом. Первые в России! В этих зонах бизнесмены (кроме торговцев) были освобождены от всех областных и местных налогов. А налоги на прибыль и имущество, НДС и платежи за пользование лесным фондом им возмещались (!) из областного бюджета. По существу, область получала только НДФЛ. Сумма льгот составляла 64% от налоговой базы.

Но в 97-м рады были и этому. И на следующий год был принят Закон «Об инвестиционной деятельности в Новгородской области», который свел воедино все «правила игры» для инвесторов. Статья 6 этого закона давала освобождение от уплаты всех налогов в областной бюджет и в территориальный дорожный фонд «организациям, осуществляющим производственную деятельность и вкладывающим собственные и привлеченные средства в реализацию одобренных Администрацией области конкретных инвестиционных проектов до полной окупаемости вложенных средств». В историю это вошло как «новгородское инвестиционное чудо».

Однако уже через три-четыре года эксперты стали смотреть на наше «чудо» скептически. Во-первых, хотя инвесторы и создали несколько тысяч рабочих мест (по некоторым оценкам, до 20 000), средняя зарплата в Новгородской области была одной из самых низких в СЗФО. Во-вторых, более половины инвестиций (56,3%, или 372 млн. долларов) в 1994—2001 годах пришлись на пищевую промышленность (232,5 млн. — Cadburry Schweppes, шоколад; 139,5 млн. — Dandy A/S, жевательная резинка). В-третьих, область, попав в «чудесный» капкан, не участвовала в федеральной программе развития территорий («Мы пойдем своим путем!»). В-четвертых, произошел явный перекос в ущерб отечественному бизнесу (в частности, в ущерб развитию малого и среднего бизнеса).

Тупик, в котором оказался регион, был настолько глух, что привел к смене власти. И хотите вы, господа критики, или не хотите, но с 2007 года в Новгородской области началась планомерная и стратегически выверенная работа по развитию промышленности и аграрного сектора в тесном согласии с государственными программами, гарантировавшими совместное финансирование и подъем уровня жизни населения.

Не стану грузить вас, читатель, цифрами из новейшей истории, но вновь обращу взгляд в прошлое. Вот вам первый абзац из доклада к областному совещанию работников социальной сферы по итогам работы в 2005 году и задачах на 2006 год (15 марта 2006 года): «Медико-демографическая ситуация в нашей области остается сложной. Около 350 тысяч — граждане нетрудоспособного возраст, или 50% к общей численности населения области. Из 208 тысяч получателей пенсий 33,7% имеют размер пенсии ниже прожиточного минимума пенсионера (2175 руб.), а число семей с детьми с доходами ниже среднедушевого прожиточного минимума составляет 60%».