Воскресенье, 24 ноября 2024

Редакция

Апология кризиса

Задача власти — не допустить возврата региона в лихие 90-е

Как экономиста, а прежде всего — как новгородца, меня не может не волновать социально-экономическая ситуация в регионе. Ряд СМИ и рейтинговых агентств нарочито рисуют всё в тёмных красках, предрекая нам банкротство. Другие СМИ, наоборот, стараются представить всё в радужном свете. Дескать, никакого кризиса нет. Попробую обрисовать сложившуюся ситуацию более-менее взвешенно.

25 июня полпред президента Владимир Булавин, будучи в Великом Новгороде, заявил, что кризис в СЗФО пока не преодолен. Среди проблем полпред выделил: увеличение числа безработных, снижение индекса промышленного производства, снижение доходов населения, рост объёмов просроченной зарплаты. Усугубляет ситуацию и увеличение количества недобросовестных должников, которые могут спровоцировать банковский кризис, дестабилизацию системы кредитования.

Кому выгодно?

Волна банкротств — реальных и преднамеренных — способна сильно ударить по экономике региона. На днях стало известно о банкротстве крупной боровичской компании «Эльбор», специализировавшейся на выпуске входных дверей и замков. Компания успешно работала более 35 лет... «Эльбор», которым руководил Илья Компанец, оценивался на аукционе в 412 млн. рублей, но был продан всего за 210 млн. И надо сказать, что печальная участь «Эльбора» для специалистов и экспертов не стала неожиданностью.

Действия Ильи Компанца давно вызывали серьёзную обеспокоенность у всех, кто не равнодушен к судьбе предприятия. Ещё в прошлом году особое внимание областных властей привлекла ситуация, когда работающий и реализующий свою продукцию завод отчего-то серьёзно не доплачивал налогов в региональный бюджет. Помимо бюджета страдали от невыплат «Эльбора» и его кредиторы, по иску которых на имущество предприятия был наложен арест.

В этом же контексте уместно рассмотреть и спор между руководством Новгородского областного потребительского общества (НОПО) и «НС Банка». 2 июня арбитражный суд Новгородской области наложил арест на имущество ряда райпо. До этого НОПО долгое время кредитовалось у «НС Банка» под весьма лояльный процент. Но после отставки многолетнего руководителя НОПО Станислава Садальского его преемники (сперва Михаил Пикин, а затем и Олег Петрищев) инициировали процедуру преднамеренного банкротства. Предположу: для того, чтобы не платить по долгам.

Наиболее неприглядную роль здесь играет нынешний руководитель НОПО Олег Петрищев, за которым уже закрепилась репутация человека, извлекающего выгоду из банкротств новгородских предприятий (ранее под его руководством уже обанкротился рыбозавод). Петрищев прервал все переговоры с банком, предлагавшим пролонгирование кредитов, и сосредоточился, как мне представляется, на реализации схемы ухода от погашения кредитов за счет ликвидации организации и вывода ценных активов в новые, вероятно, специально созданные структуры.

Схема распада

Судите сами. Мощности стабильно приносивших прибыль филиалов «Облпотребсоюза» уже сдаются в аренду новым юридическим лицам, например, ООО «Хвойнинский пивзавод», а арендная плата, насколько мне известно, не поступает. Имущество, которое не находится в залоге у банков, передается на баланс новых организаций. Недавно ещё успешные филиалы закрываются. Руководство «Облпотребсоюза» вместо того, чтобы бороться за сохранение организации, пытается через суд инициировать процедуру банкротства. После неудачной попытки регистрируется новый областной союз, в который переводится большая часть районных потребительских обществ. А в отношении самого НОПО принимается решение о самоликвидации.

Таким образом, рядовые пайщики НОПО фактически стали заложниками сомнительных схем, проводимых новым руководством. И эти подозрительные схемы, на мой взгляд, имеют черты противоправных.

Примечательно, что спецоперация по преднамеренному уничтожению НОПО получила информационное прикрытие со стороны радикальной оппозиции в лице депутата Новгородской областной Думы

Леонида Дорошева. Этот депутат готов любой повод использовать для раскачивания политической ситуации.

Роковые последствия

Теперь давайте на минуту представим, что желающие избавиться от долгов при помощи преднамеренных банкротств и других нечистоплотных схем смогут достичь своих целей. В нынешних непростых экономических условиях их примеру могут последовать многие другие крупные должники. Что в результате может произойти?

Финансовый коллапс, веерообразная череда банкротств. Будут разоряться как промышленные предприятия, набравшие кредитов, так и финансовые организации, которые не смогут вернуть средства, выданные в кредит. Итогом станут массовые увольнения, рост безработицы, обострение социального недовольства, тотальный кризис.

Это негативный прогноз. Но все возможности пережить кризис с минимальными издержками у нашего региона есть. Для этого власть должна жёстко и решительно пресекать деятельность различных людей и организаций, заинтересованных в искусственном ухудшении ситуации и желающих «половить рыбку» в мутной воде. Главное — не допустить отката назад, в девяностые годы, когда большинство людей боролось за физическое выживание, а власть, самоустранившись из многих сфер жизни, открыла туда дорогу разнузданному криминалу.

Иван ЕФИМОВ,
экономист