Среда, 17 июля 2024

Редакция

Обнесённые ветром

БДК 11711 на калининградском стапеле

Мистраль* развеял мечты французского ВПК на светлое будущее

Москва и Париж расторгли контракт на поставку российскому ВМФ двух десантных вертолетоносцев типа «Мистраль». Франция возместит России расходы. Об этом сообщило агентство Reuters (Великобритания) 6 августа. Но разве это новость? Для экспертов всё было понятно почти год назад, когда каша из «мистралей» только заваривалась.

Накануне пресс-служба президента Франции уведомила Кремль, что Франция вернет все авансовые платежи, сделанные Россией, а мы подтвердили, что «после возврата оборудования (Франция) обретет право собственности и сможет распоряжаться обоими кораблями на свое усмотрение».

 

Шутка министра Дриана

Ровно за месяц до этого министр обороны Франции Жан-Ив Ле Дриан, выступая перед экспертами и журналистами в Фонде Маршалла в Вашингтоне, назвал тогда еще не принятое решение «смелым и стратегическим выбором». Но оговорился, что американцы с самого начала противились франко-российскому контракту и «подталкивали Париж отказаться от него».«А после добавил: «Если Соединенные Штаты купят «Мистрали», я буду только рад», чем вызвал иронические смешки присутствующих», заметила на следующий день «Российская газета».

Конечно, был бы рад. Ведь речь идет, по меньшей мере, о 1,2 млрд. долларов, которые Россия по контракту перечислила за выполненные работы. Эти (или бОльшие — со штрафами) деньги французский бюджет должен будет возместить компаниям-подрядчикам. А почему смеялись американцы?

Объяснений тому предостаточно. Я приведу всего два, как мне кажется, убедительных.

Во-первых, вердикт американского политобозревателя Фила Батлера из Everything PR (4 августа): «Западные журналисты привычно называют «Мистрали» «смертоносным оружием», способным усилить российскую военную мощь. Хочу вас заверить, что на деле это совсем не так. Данный продукт сотрудничества между европейским подразделением южнокорейской STX Corporation и французской DCNS уже успел морально устареть. В сущности, Россия с тем же успехом могла бы заказать деревянные каноэ у индейцев. Кому могло прийти в голову, что из этих круизных судов со скоростью 19 узлов можно сделать вертолетоносцы? Даже курсирующий по Ла-Маншу паром Stena Baltica делает 23 узла — при полной загрузке автомобилями».

Во-вторых, слово нашим экспертам из «Военно-технического сборника» (№8, 2015): «Такую мощь по возможности переброски и высадке морского десанта (как у США — Г.Р.) в ближайшее время не достичь никому. У них такие огромные амфибийные силы, что даже все страны НАТО с другими европейскими державами с ними не могут сравниться. Но закономерно возникает вопрос: зачем США столько десантных кораблей? Ведь в основном это универсальные десантные корабли типа Wasp (водоизмещением по 40 500 т) и типа Tarawa (40 000 т), транспорты-доки типа San Antonio (25 300 т) и корабли-доки типа Austin (17200). Плюс 15 транспортов-доков водоизмещением 13 700—16 700 т, катеров на воздушной подушке LCAC водоизмещением до 100 т — более 70 единиц».

Добавлю: сейчас ВМС США имеют восемь эскадр десантных кораблей. При этом десантники класса Wasp являются самыми большими в мире. Они способны перевезти батальон морской пехоты (2000 человек) и обеспечить его высадку на берег с использованием штатных средств или вертолетов. Десантные универсалы класса Tarawa представляют комбинацию вертолетоносца, десантно-вертолетного корабля-дока, штабного корабля и десантного грузового транспорта в одном корпусе. Зачем США «Мистрали»?

«Мистраль» подкрался незаметно

Конечно, министр острил. Но в его шутке больше озабоченности, чем юмора. Кому бы продать?

Британская IHS Jane's1 называет Турцию, Индию и Китай. Но Китай — с большой оговоркой: США не согласятся. Турция? «В данном случае Франции придётся преодолеть внутреннее судостроительное лобби. Если страна, подобная Турции, решит купить эти корабли, это будет означать, что тысячи людей уволят с верфей». Имеется в виду, что от такой сделки пострадают турецкие судостроители.

Остается Индия. Но про нее 7 августа французская Boulevard Voltaire сообщила, что «Индия приняла решение отменить закупку 126 Rafale2, в которую Елисейский дворец вложил столько сил. 18 миллиардов евро обернулись ничем. А Владимир Путин, заклятый враг нелюбимого нами президента, будет только рад поставить 128 российских самолетов... Такое ощущение, что президент намеренно действует во вред Франции». Здесь имеется в виду, что Дели таким образом продемонстрировал солидарность с Россией. Индусы не только «Мистрали» не хотят, но и от самолетов отказываются!

Вывод аналитиков IHS Jane's: «Продать кому-либо военные корабли («Мистраль» — Г.Р.) в настоящее время крайне сложно. Поможет только снижение цены, а это может занять годы».

Правда (возвращаясь к Rafale), не знаю, откуда Boulevard Voltaire взяла «128 российских самолетов». Может, опечатка? Официально директор департамента маркетинга корпорации «Иркут»3 Виктор Личаев сказал через ТАСС, что «Россия готова осуществить поставки 90 истребителей Су-30МКИ4 для ВВС Индии. Причём это может быть как лицензионная сборка в Индии, так и поставка готовых самолётов из Иркутска».

Возможно, всё объясняется тем, что Индия требовала от французов по контракту передачу технологий и организацию лицензионного производства. Из 126 истребителей только 18 покупают готовыми, остальные — в виде машинокомплектов с постепенным увеличением локализации до полной. Концерн Dassault Aviation охотно согласился на эти условия (в результате контракт вырос в цене с 10,4 до 18 млрд. долларов). И здесь такой облом!

А ведь три месяца назад Париж торжествовал: «Договоры о поставках Rafale были подписаны после того, как оружейный экспорт страны вырос в 2014 году на 17% до отметки в 8 миллиардов евро. Таким образом, несмотря на провальный 2012 год, французский ВПК заработал с 2011 по 2014 год заказов более чем на 25 миллиардов. Результаты 2015 года выглядят еще солиднее. Кроме того, последние договоры говорят, что доверие к Франции на международном рынке не пострадало, несмотря на разногласия с Россией по поводу вертолетоносцев «Мистраль». Так писала влиятельная в сфере ВПК Slate.fr 6 мая. И вот — итог: 18 млрд. уходят в пассив...

Да, кстати! Сегодня в ВВС Индии уже стоят на боевом дежурстве 272 «сушки». Так что шансы пополнить этот парк у России очень велики.

Что касается вероятности оставить «Мистрали» у себя, так Les Echos еще 3 августа всё сказала открытым текстом: «У французских ВМС уже есть три корабля данного класса («Мистраль» — Г.Р.), и новые ей не нужны, тем более учитывая, что на такие закупки у них нет средств. Единственное возможное решение — поскорее продать вертолётоносцы, пусть даже за низкую цену. Франции необходимо срочно найти покупателей. Но Канада, которую в этой связи часто упоминают, отнюдь не является лёгким клиентом».

Сами с усами!08mistr08wash

Правда, встает вопрос: не есть ли всё это с нашей стороны хорошая мина при плохой игре? «Мистрали» мы не получим! И что?

«По логике вещей, русским нужны стратегические субмарины, крейсера для борьбы с подлодками и авианосцами и эсминцы ПВО. Где, даже чисто теоретически, российский флот может высаживать десанты с «Мистралей»? Даже предполагая худшее, Украина, Закавказье и Центральная Азия имеют с Россией протяженные сухопутные границы. После конфликта с Грузией в августе 2008 года тогдашний главком ВМФ адмирал Высоцкий публично мечтал о том, как он, имея подобный корабль, «за 40 минут» перебросил бы к ее берегам морскую пехоту. Однако с тех пор стратегическая ситуация изменилась. Под контроль России перешел Рокский тоннель, а от выхода из него до Тбилиси по трассе меньше полутораста километров. Внятного объяснения: зачем России изначально понадобились корабли именно такого класса? — общественность не получила ни в 2010 году, когда заказывались «Мистрали», ни теперь». Это из обозрения Би-би-си «Зачем России «Мистрали»?» от 28 мая.

Для сомневавшихся был организован вброс информации о строительстве на верфях Санкт-Петербурга и Калининграда большого десантного корабля (БДК) проекта 11711. Проект разработан в Невском ПКБ (Санкт-Петербург). БДК имеет водоизмещение более 5000 т, длину 120 м и возможности для транспортировки усиленной роты морской пехоты с техникой, базированием двух десантно-транспортных вертолетов
Ка-29. Корабль также способен бесконтактно высадить технику на берег через перевозимые понтоны.

Конечно, «Мистрали» мощнее (водоизмещение 21 300 т, длина — 199 м). Но в том-то и дело, что нам не нужны такие громадины. «Корабль проекта 11711 с меньшим водоизмещением, зато более живучий, чем «Мистраль», построенный по гражданским стандартам, — отмечала Би-би-си. — Кроме того, «Мистраль» сложно рассматривать как «корабль агрессии», поскольку он, большой и слабо вооруженный, в случае боевых действий нуждался бы в мощном сопровождении и прикрытии с воздуха. Он если и годится для вооруженного конфликта, то не с равным противником».

И тут следует признать, что на определенном этапе 11711 уступил дорогу «Мистралям», контракт на строительство которых был заключен в 24 декабря 2010 года. Наши судостроители спустили на воду первый БДК 11711 18 мая 2012 года, и работы по этому проекту остановили. Хотя планировалось строительство шести кораблей. Возобновились они только 11 июня этого года: от Минобороны РФ поступил заказ на второй корабль.

Отмечу, что в какой-то период заморозку проекта 11711 пытались связать с происками экс-министра обороны Сердюкова. «Контракт по «Мистралям» с самого начала был ошибкой прежнего руководства минобороны. Я всегда был против этого контракта и считал его, по сути, личным делом товарища Сердюкова», — безапелляционно заявил вице-премьер Дмитрий Рогозин 4 декабря 2014 года РИА «Новости». Однако демонизировать экс-министра не стали. Посвященным людям понятно, что Сердюков такие решения один не принимал. Это ведь не передача монополии на поставку мебели для российских военных кораблей английской фирме Strongbox Marine Furniture!

Кроме проекта 11711, назову наши проекты по созданию средних десантных кораблей СДК-1400 и СДК-1700, которые включены в официальный каталог «Рособоронэкспорта». Например, СДК-1700 может транспортировать морем и высаживать десант (до 200 человек) и боевую технику (пять танков массой по 55 т) на необорудованное побережье, подавлять РСЗО «Огонь» с осколочными и зажигательными реактивными снарядами огневые точки противника на берегу перед высадкой. Стандартное водоизмещение корабля 1600 т, длина 89 м. Главная энергетическая установка обеспечивает дальность плавания в 2500 миль (к слову, у 11711 — 3500). Для приема вертолета СДК оборудован взлетно-посадочной площадкой и имеет 20 т запаса авиационного топлива.

Вместо эпилога

Сегодня США и НАТО не скрывают планов иметь в составе своих ВМС десантные корабли с большим набором технических средств. Особенно американцы.

Вот и подумайте на досуге: зачем США столько десантников-агрессоров? И почему они так тревожились по поводу строительства для России всего двух «Мистралей»?

*Мистраль (фр. mistral) — северо-западный ветер, дующий весной на средиземноморское побережье Франции.
1. Jane's Information Group («Информационная группа Джейна») — издание, специализирующееся на военной и транспортной тематике. Входит в корпорацию IHS.
2. Rafale (фр. шквал) — многоцелевой истребитель четвёртого поколения, разработанный французской компанией Dassault Aviation в 1986 году. Принят на вооружение ВВС Франции в 2004 году. Последний самолет, созданный европейской страной без американской помощи.
3. ПАО «Корпорация Иркут» — вертикально-интегрированное предприятие, обеспечивающее полный цикл работ по проектированию, испытаниям, производству, маркетингу, реализации и послепродажному обслуживанию авиационной техники военного и гражданского назначения.
4. Самолет Су-30МКИ (модернизированный, коммерческий, индийский) разработан ОАО «ОКБ Сухого» под требования ВВС Индии, серийно производится на Иркутском авиационном заводе, филиале. Это — первый серийный боевой самолет, обладающий сверхманевренностью. Первый в мире экспортный истребитель, оснащенный бортовой РЛС с фазированной антенной решеткой, что дает возможность применения с самолета существующих и будущих высокоточных средств поражения. Индия в 2009—2011 годах подписала с Россией ряд контрактов, предусматривающих как прямые закупки истребителей Су-30МКИ, так и организацию их лицензионного производства. Общая стоимость действующих контрактов — свыше 8 млрд. долларов.

Фото с сайта forums.airbase.ru