Воскресенье, 24 ноября 2024

Редакция

Шире круг!

О том, чем так важны для региона ярмарки, рассказывает первый заместитель руководителя департамента экономического развития и торговли Марина ИЛЬИНСКАЯ.

— Марина Николаевна, насколько востребованы ярмарки у продавцов и покупателей сегодня, в эпоху сетевых маркетов?

— За первое полугодие в нашем регионе прошло 269 ярмарок — от масштабных, областного уровня, до небольших тематических мероприятий. К примеру, сейчас идет уборка картофеля, и овощные ярмарки проводятся как в Великом Новгороде, так и в районных центрах — Боровичах, Старой Руссе. В целом за первое полугодие ярмарок было на 20% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Это говорит о том, что такой формат торговли востребован у бизнеса и населения.

Даже если вести речь о непродовольственной ярмарке «Все для дачи», которая 12 сентября будет проходить впервые, можно отметить, что уже подано более 90 заявок на участие в ней. Организационный период был довольно коротким, но люди заинтересованы показать свою продукцию. На ярмарках покупатели общаются не с перекупщиком, а напрямую с производителем. На ярмарки охотно приезжают и местные производители, и гости из соседних регионов. Для населения это выгодно: когда есть конкуренция, цена на товары становится ниже.

— Кстати, о ценах. Действительно ли на ярмарке все можно купить дешевле, чем в магазине, или это миф?

— Важно понимать, что на ярмарки привозят натуральную продукцию, а она не всегда продается по низкой цене. Сейчас покупатели уже оценили преимущества такого товара: можно точно узнать, где он выращен, какие удобрения использовались. Люди не всегда гонятся за дешевизной. Но справедливости ради отмечу: есть продукты, которые на ярмарках и впрямь стоят дешевле, чем на прилавках магазинов. У нас грамотные покупатели, которые привыкли отслеживать ситуацию с ценами, и покупают товар там, где он качественнее, а цена на него ниже. Нынешняя популярность ярмарок свидетельствует, что новгородцы находят на них то, что нужно.

— Вы наверняка часто бываете на ярмарках. Как бы вы оценили уровень их организации?

— Конечно, принцип «первый блин комом» никто не отменял, но время, когда мы только начинали, давно прошло. Сейчас механизм проведения ярмарок отлажен. Есть команда, которая отвечает за каждое направление, есть организатор, который выстраивает общую схему и размещает товары. Совсем без сбоев и недочетов, понятное дело, не обойтись, но все же ярмарки у нас проходят ярко, весело и красочно. Нам известно обо всех требованиях контролирующих органов к подобному формату торговли. Те, кто приезжает на ярмарку продавать свой товар, тоже знают правила и выполняют их.

— Что дают региону мероприятия подобного формата?

— Если говорить об экономической составляющей, само собой, для бизнеса ярмарки — это возможность заработать деньги. Для населения плюс в том, что можно приобрести товар по доступной цене и быть уверенным в его качестве. Есть ярмарки имиджевые, которые проходят за пределами нашего региона. Это, например, Дни Новгородской области в Санкт-Петербурге. Нас уже знает и ждет население города, и, кроме того, по итогам таких ярмарок всегда появляются новые контакты, каналы сбыта продукции.

Последняя ярмарка выдалась удачной. После нее к нам приехали представители санкт-петербургских сетевых компаний, пообщались с нашими производителями. Сеть гипермаркетов «О'Кей» уже работает с ними. Эти магазины нацелены именно на продажу качественных товаров, поэтому специалисты из торговой сети побывали на «Лактисе», «Бизоне», ознакомились с производственным циклом. Качество новгородской продукции их удовлетворило.

— А в дни, когда ярмарок нет, у новгородских производителей есть возможность сбыть свой товар?

— Сейчас у нас и у Минпромторга общая задача — развитие многоформатной торговли. Важно, чтобы у потребителя была возможность купить товар не только в супермаркетах, но и на рынках, в павильонах, на ярмарках. Торговля должна подстраиваться под население. Если у людей есть потребность в сбыте излишков выращенной продукции, муниципалитетам следует оборудовать для этого торговые места. Проще говоря, у любой бабушки, вырастившей помидоры и картофель, должна быть возможность продать их в цивилизованных условиях. Мы нацеливаем все рынки на то, чтобы у них были места для такой торговли — бесплатные или предоставляемые по льготным ценам — и были лаборатории, где можно проверить товар.

У нас работает сельскохозяйственный рынок «Западный» в Великом Новгороде, нацеленный только на производителей товара. Торговые места для них сохранились и на рынке «Центральный». Плюс в области развивается нестационарная торговля, то есть появляются небольшие фирменные павильоны товаропроизводителей. Можно получить земельный участок, разместить там свой объект и работать. Сегодня по региону — 169 нестационарных объектов фирменной торговли и около 30 вендинговых автоматов, где товары реализуются без участия продавцов.

— Какие еще ярмарки ждут новгородцев в этом году?

— Впереди традиционные осенние ярмарки, которые будут проходить в областном центре и в районах. Близится Никитская ярмарка, которая пройдет в День поселка Крестцы. На нее приедут гости со всей области.
Те времена, когда надо было заставлять товаропроизводителей что-то делать, куда-то везти свою продукцию, прошли. Теперь все просчитывают экономическую выгоду и охотно поставляют товар на ярмарки. В пример можно привести фабрику по производству иван-чая, которая располагается в Хвойной. Предприятие активно осваивает рынок, представляет свою продукцию во всех районах.