Суббота, 04 января 2025

Редакция

В ответ на санкции

Генеральный директор ООО «Сады Старой Руссы» Ольга БОРИСОВА рассказывает о том, что делает компания, чтобы на прилавках было больше наших яблок

— Ольга Анатольевна, вы ездите по стране, посещаете магазины. После запрета ввоза яблок из Польши стало ли их меньше на прилавках магазинов?

— Это либеральные блогеры тогда стали изощряться, мол, стране грозят дефицит яблок и значительный рост цен на них. Как видим, этого не произошло. Более того, этот запрет нацелил нас на то, чтобы семимильными шагами развивать садоводство и заполнять образовавшуюся нишу нашей, отечественной продукцией. И делать это нужно быстро, о чем неоднократно заявлял наш президент Владимир Путин, так как мы все понимаем, что через год-другой санкции отменят.

— Что делается в сельхозпредприятии, чтобы ваших яблок было больше на столе новгородцев?

— Наш проект, аналогов которому нет на Северо-Западе, реализуется не первый год. На сегодня площадь сада достигла 120 гектаров. При этом хочу отметить, что сад у нас интенсивного типа. Суть этого направления в том, чтобы выращивать не древесину, а как можно больше плодов, снимая их с деревца чуть выше роста человека столько же, сколько с взрослой яблони. Этому способствуют применяемые нами передовые технологии, в том числе и капельного полива.

Что касается сбора яблок, то его начали вести еще в прошлом году. Правда, урожай был небольшой, так как сад еще совсем молодой, и чтобы плоды не ломали ветки, мы их количество в начале лета специально уменьшили. Тем не менее, собрали 15 тонн плодов. Когда мы их поставили в несколько магазинов, покупатели вмиг раскупили, и в наш адрес посыпались слова: «Молодцы! Надо же, какие вкусные яблоки вырастили!». В этом году порядка 25 гектаров сада вступило в плодоношение. Мы собрали летние, ранние осенние сорта, сейчас собираем поздние. Не подумайте, что хвалюсь, но яблоки чудесные, плоды достигают 200—250 граммов. Они зеленого, желтого цветов. Хоть на выставку вези. Рассчитываем, что в этом году как минимум соберем 250 тонн яблок.

— Мы с вами все говорили о яблоках, но проект «Сады Старой Руссы» — не только они...

— Наш проект предусматривает производство других видов садоводческой продукции. В эту осеннюю пору еще собираем малину, так как сорт — ремонтантный, то есть имеющий многократное плодоношение, а поэтому при благоприятных погодных условиях сбор ягод продолжится до ноября. Мы их уже собрали около 10 тонн. Выращиваем до десяти сортов клубники, используя современные передовые технологии.

— Создается впечатление, что все прекрасно и проблемы обходят вас стороной...

— А разве я говорила, что у нас все прекрасно? Проблемы есть и немало. О том, что меня и садоводов волнует, я писала президенту страны Владимиру Путину, эти проблемы я ставила и в Минсельхозе РФ.

— О чем шла речь в ваших обращениях?

— Я побывала во многих странах Европы и могу сказать, что наладить садоводство так, как у них, мы можем, и климат у нас для этого хороший, есть прекрасные сорта яблонь отечественной селекции, есть желающие этим заниматься. Требуется одно — финансовая поддержка. В чем? В первую очередь в создании хорошей, современной базы хранения урожая. Мы провели социологическое исследование в городах области, чтобы выяснить у жителей, в какое время особенно большой спрос на фрукты. Оказалось, что в сентябре — ноябре он невелик, так как у многих новгородцев есть дачи, родственники, друзья в деревне, и они обеспечивают себя яблоками. А вот зимой и особенно весной спрос возрастает в разы. Сорта яблок, которые мы выращиваем, могут храниться до нового урожая. Но для этого требуются условия хранения, а их можно создать в современных хранилищах, в которых поддерживаются необходимая температура, влажность и газовая среда. Что касается наших яблок, их вкусовые качества превосходят польские сорта и имеют замечательный товарный вид.

— Думается, проблема, о которой вы говорите, характерна не только для вашего сельхозпредприятия, но и для других хозяйств, у которых подобный профиль деятельности. А с ассоциацией садоводов России вы пробовали эту проблему решать или, по крайней мере, там ее ставить?

— С этой ассоциацией мы работаем, в ней находим поддержку и понимание. Но ее функции — больше взаимодействие с государством. Реальные шаги с точки зрения обеспечения материальными ресурсами, научного, кадрового потенциала должны делать сами садоводы. Я говорила о необходимости создания базы хранения, но сегодня нас беспокоит и второй, не менее важный вопрос — обеспечение садов интенсивного типа техникой. Почти все трактора, навесное оборудование, которое применяется, — зарубежного производства. При нынешнем курсе евро не все в состоянии такую технику покупать.

— Об этом вы говорили в Минсельхозе РФ. Какой получили ответ?

— После того как меня ознакомили с программой действий по возрождению отечественного садоводства, мое мнение изменилось в корне, так как уже много сделано и делается по развитию этой отрасли, особенно на юге страны. Конечно, за один год все, о чем я говорила, не решить. Здесь требуются много усилий, финансирование, подготовка кадров, заводы, которые согласятся выпускать необходимую нам технику.

— Вы говорили о кадрах. Над решением этой задачи вы работаете?

— Наш проект развивается, у нас большие планы по наращиванию производства яблок. Естественно, для этого потребуются специалисты и рабочие, обладающие хотя бы небольшими знаниями в области садоводства.

С этой целью при поддержке департамента сельского хозяйства и продовольствия, администрации района в Старорусском агротехническом колледже в этом году открыта группа по подготовке мастеров ландшафтного и садово-паркового строительства. Наше сельхозпредприятие станет базовым, у нас учащиеся этой группы будут проходить практику, закрепляя полученные знания, а после окончания учебы придут к нам работать. Хочу сказать, что перспективы их ждут хорошие.

Старорусский район