Суббота, 04 января 2025

Редакция

Главное направление

Логистический центр Ивана Гелетея способствует увеличению посадок картофеля в северо-восточных районах области

О том, что дала крестьянину реализация областной целевой программы по развитию картофелеводства, рассказывает один из лучших фермеров области Иван ГЕЛЕТЕЙ

— Иван Иванович, уборочные работы уже завершились, и можно спокойно поговорить, подвести предварительные итоги. Какие они?

— Это не совсем так. Картофель мы практически выкопали, собрали его свыше 4 тысяч тонн. Из овощей убрали свеклу, морковь, этой продукции имеется 460 тонн — больше, чем рассчитывали. Осталась капуста поздних сортов, которая идет на закладку на длительное хранение и на засолку. Тем, что мы собрали, я доволен, сейчас уже начинаю думать, что и на каких полях станем выращивать в будущем году.

— Вы специально не называете урожайность картофеля, боясь, что на фоне того, что собирали раньше, она может показаться чуть ли не фантастической.

— Почему фантастической?! С гектара выйдет более 300 центнеров картофеля. Есть поля, которые дали в несколько раз больше. Зачем вы меня побуждаете вспоминать далекое прошлое? Чтобы мысленно вернуться в те советские времена, когда урожай картофеля в нашей области в 110—120 центнеров с гектара считался хорошим результатом? Не хочу вспоминать те битвы за урожай, поздние октябрьские дни с дождем, снегом и тысячи рабочих заводов, фабрик, студентов, мокрых, холодных, убирающих картофель на раскисших полях.

— Мрачную картину вы нарисовали. Но и в 90-х, и в начале 2000-х в картофелеводстве в нашей области тоже большого прорыва не наблюдалось...

— Соглашусь с вами. Действительно, подъем этой отрасли начался после того, как по инициативе губернатора Сергея Митина была принята областная целевая программа развития картофелеводства. На мой взгляд, ее важность заключается в том, что было определено не только то, какого количества урожая второго хлеба необходимо достигнуть, но и на каких задачах нужно сосредоточить внимание, чтобы можно было выйти на запланированные объемы производства. Бесспорно, реализация программы дала результаты, на которые она была рассчитана. В связи с этим хочется привести несколько цифр. Так, если в 2010 году Новгородская область произвела 217 тыс. тонн картофеля, то в этом году будет получено, как определено региональным правительством, 368 тыс. тонн. И еще важное дополнение. Наша область по производству картофеля вышла на второе место после Ленинградской в Северо-Западном федеральном округе. Бывая в Минсельхозе РФ, мне приятно слышать, когда наш регион ставят в пример. Горжусь, что в этом есть и частичка моего труда.

— Но сегодня уже ведутся разговоры, что необходимо выходить на годовое производство картофеля в 400 тыс. тонн. Как вы, человек, работающий на земле, считаете, выполнима ли эта задача?

— Вполне. Уверен, что после того, как решим еще ряд важных вопросов, сможем выйти и на 500 тыс. тонн. Кто-то, может, скажет: «Ничего себе, на что Гелетей замахнулся». Вы посмотрите, насколько за последние годы область продвинулась в развитии картофелеводства! Построено четыре логистических центра, еще несколько запланировано возвести в текущем году. Создается современная база хранения, приобретаются сельхозмашины. Все больше и больше молодых фермеров начинают заниматься выращиванием картофеля. До прошлого года у нас не было достаточного количества своих семян. Департамент сельского хозяйства взялся за решение этой задачи, и видим результат: пять семеноводческих хозяйств, которые были созданы, произвели в этом году свыше 8 тыс. тонн элитных семян. Раньше такой посадочный материал мы закупали в других регионах и за границей, туда от нас уходили немалые деньги.

— Ваше хозяйство входит в число семеноводческих. Вам выгодно заниматься выращиванием посадочного материала?

— Я знаю, что в областном бюджете денег не хватает, что непросто финансировать программы по сельскому хозяйству, но при всей этой сложности осуществляется поддержка семеноводства: субсидия на 1 тонну произведенных семян составляет 1700 рублей. Это подтверждает, что региональное правительство выращиванию семенного картофеля придает большое значение. Для моего хозяйства, которое в этом году получило свыше 1800 тонн суперэлитных и элитных семян, это ощутимая поддержка.

— То, что я сейчас скажу, станет ошеломляющей новостью для картофелеводов области. На днях, как мне стало известно, к вам приезжал руководитель одного солидного учреждения и вел с вами разговор на предмет вашего участия в проекте, значение которого трудно переоценить — о выращивании семян картофеля из меристемы. Это так называемое первичное семеноводство. Что вы по этому поводу скажете?

— Тема, которая вами затронута, очень специфична и рассчитана в первую очередь на специалистов. Да, ко мне приезжал такой руководитель, он большой знаток в этой области, и я заявил о своей готовности участвовать, не побоюсь этого слова, в историческом для области проекте, так как раньше в нашем регионе ничего подобного не проводилось. О чем идет речь? Наши семеноводческие хозяйства приобретают суперэлитные семена, размножают их и полученные уже элитные семена предоставляют хозяйствам. Со временем в картофеле накапливаются болезни, в основном вирусные, которые приводят к его вырождению.

Поэтому необходимо обновлять посадочный материал. Для того чтобы нам себя обеспечить суперэлитными семенами, решается вопрос об организации выращивания безвирусного посадочного материала. Это для нашей области новое и весьма важное направление.

— Можно коротко и доступно об этом рассказать?

— Делается это так. Из зоны роста почки специально отобранного материнского растения в стерильных условиях выделяется апикальная меристема, представляющая собой группу активно делящихся клеток, и высаживается в пробирку на питательную среду. Таким образом происходит вычленение здоровой части растения, генетически идентичной исходному материнскому материалу, и ее последующее вегетативное размножение. Черенки выращиваются в пробирках с питательной средой при специальном освещении на стеллажах. Весной пробирочные растения картофеля высаживаются в искусственный торфопесчаный грунт в летние теплицы, в которых обеспечивается изоляция картофеля от переносчиков вирусных инфекций. Осенью в теплицах собирают полученные мини-клубни, а на следующий год их высаживают на специальном участке, который должен находиться не ближе 2—3 километров от массовых посадок картофеля. На этом участке соблюдают всю технологию выращивания картофеля, но с большей частотой обработок от вредителей и фитофторы. В итоге на третий год получаем суперсуперэлитные семена картофеля.

— Со многими фермерами разговаривал, они отмечают, что в области много делается для увеличения посадок картофеля, по его реализации, в частности, в Санкт-Петербург. Но вместе с тем они говорят, что не решен вопрос с нестандартными клубнями. Согласны ли вы с ними?

— В советское время в нашей области работал спиртзавод, и колхозы, совхозы свозили на переработку картофель, который не мог быть реализован на питание или на семена. Как сейчас поступают с нестандартными клубнями? Одни хозяйства используют его на корм скоту, но знаю немало производителей, которые такой картофель вывозят в лес, на поля — подальше от человеческого глаза. Меня беспокоит, что по мере того как в области будет наращиваться производство картофеля, что бы мы ни делали, какие бы усилия ни прилагали, нестандартного картофеля тоже будет больше. Выход? Пустить его в дело. Думается, что настала пора построить завод по переработке картофеля, сегодня есть небольшие, компактные современные предприятия, которые быстро монтируются, на них можно из нестандартного картофеля крахмал, спирт производить.

Боровичский район

Фото автора