Среда, 17 июля 2024

Редакция

Тариф «Неумолимый»

Ехать или не ехать? Вот в чём вопрос…

С 1 декабря проезд в пригородных автобусах станет дороже на 40%

Согласно постановлению комитета по ценовой и тарифной политике области, за каждый километр пути пассажирам пригородных маршрутов теперь придется платить не 2,5 рубля, как раньше, а 3,5. Почему поездка в пригородном пассажирском автобусе становится роскошью, доступной отнюдь не каждому, решили разобраться в Новгородском областном отделении Союза журналистов России, организовав встречу с чиновниками и руководством транспортных компаний.

В самом начале беседы было объявлено, что формат общения предполагается свободный: можно смеяться, можно плакать. Одновременно делать то и другое тоже, наверное, было можно. А что еще оставалось после озвучивания некоторых цифр? Вот, к примеру, от Великого Новгорода до Тесово-Нетыльского — 79 км. Сейчас стоимость проезда в одну сторону — 197,50 рубля, после повышения придется платить 276,50. Иными словами, доехать из областного центра до поселка будет немногим дешевле, чем до Санкт-Петербурга, хотя расстояние до Северной столицы — почти 200 км.

Председатель комитета по ценовой и тарифной политике Марина Солтаганова, которая могла бы прокомментировать алгоритм принятия решения, заболела и на встречу не пришла. Руководитель департамента транспорта и дорожного хозяйства Владимир ПЕТРОВ сообщил лишь, что стоимость проезда в пригородных автобусах не повышалась три года. Почему так — вопрос к комитету по ценовой и тарифной политике. Будь повышение растянутым во времени, может, все прошло бы мягче.

Замечу, что перевозчики от грядущего повышения цен ничего не выигрывают. Увеличив тариф для пассажиров, власти одновременно снизят сумму субсидии из областного бюджета, которую транспортники получали как компенсацию выпадающих доходов. Сравните: в 2015 году общая сумма субсидии составляет 221 млн. рублей, на следующий год в проект бюджета заложено 90 млн. В принципе, понять логику власти можно: 2016 год будет непростым, и там, где только можно провести оптимизацию, ее провести стоит. Деньги, сэкономленные на компенсации выпадающих доходов транспортникам, — это возможность построить новую школу или детский сад.

Однако есть и другая сторона медали. Как отметил директор Демянского ПАТП Сергей АНДРЕЕВ, на автобусах из деревень в райцентры в основном ездят либо пенсионеры, либо люди с небольшой зарплатой — нет в глубинке крупных предприятий, готовых платить за труд солидные суммы. Если проезд подорожает, скорее всего, пользоваться услугами перевозчиков будут только в случае крайней необходимости. В числе возможных негативных последствий повышения цен рассматривается и рост нелегальных перевозок (без билетов, по «договорной» цене). Словом, оптимизма никто из транспортников не продемонстрировал.

Владимир Петров отметил, что прогнозировать пассажиропоток — неблагодарное дело. Известно: когда тарифы растут, спрос со стороны пассажиров падает только в первое время, а затем восстанавливается. Он предложил посмотреть, как будет развиваться ситуация.

Однако директор Боровичского ПАТП Константин ЗАЙЦЕВ отнесся к этому скептически: «В октябре, ноябре и декабре пассажиропоток всегда падает, а расходы растут. Пока мы будем наблюдать, предприятие может прийти к банкротству». Он также признался, что в последний год транспортники вынуждены экономить на безопасности пассажиров. Денег на то, чтобы обновить подвижной состав, а то и на новую резину часто не хватает.

Символично, кстати, что о проблемах пассажиров вспомнили только к концу встречи. Прозвучала мысль, что неплохо бы создать систему адресной поддержки для тех же пенсионеров, чтобы они могли без проблем ездить в районные больницы.

Что же мы имеем в сухом остатке после этой встречи под эгидой СЖ? А ничего! Кроме этой заметки. Собрались, выпустили пар, кто сумел и захотел, и разошлись. Если кто-то думал, что повышение стоимости проезда не позитивная новость, так остался при своих убеждениях. Если кто-то не знал, что стоимость проезда увеличится, получил информацию к размышлению.

Фото из архива «НВ»