В Новгородской области увеличилась смертность на производстве
За прошлый год в регионе было зарегистрировано 13 случаев гибели людей, в позапрошлом — 3. 2016-й закрепляет наметившуюся тенденцию: в январе — двое погибших.
Статистика не может не беспокоить. О чем на годовой коллегии прокуратуры говорил губернатор Сергей МИТИН. Отметив, что с точки зрения безопасности производства мы из благополучных регионов перекочевали в проблемные. «Но дело, конечно, не в рейтингах», — добавил он.
Ловушка на шабашке
Одно из прошлогодних ЧП на днях было рассмотрено Валдайским районным судом. Начальник строительного участка ООО «СТК 21 ВЕК» Виктор АРИСТОВ наказан двумя годами исправительных работ с удержанием 20% заработка в доход государства. И вот за что.
13 июня 2015 года — по календарю это был выходной, но строителям, видимо, надо было поднажать — на новом торговом комплексе в Валдае пропал человек. Его нашли только на следующие сутки, догадавшись проверить шахту лифта.
— По всей вероятности, молодой мужчина поднялся на второй этаж, чтобы поговорить по мобильному телефону, — рассказывает заместитель прокурора Валдайского района Александр ШАВЕЛЬКО, — и шагнул в пустоту, упав с высоты семь с половиной метров. Как потом установила экспертиза, он получил тяжелейшую черепно-мозговую травму. Рядом нашли телефон.
Можно лишь догадываться, зачем ему понадобилось заходить в несуществующий лифт. Шахту подготовили к монтажу оборудования. Дверей не было, ограждения тоже. Вместо перекрытия бросили пару досок. Плюс недостаточное освещение. Так шахта ждала монтажников не день-два, даже не неделю!
Кто отвечает за технику безопасности? Где записи об инструктаже? Журнал пуст. Оправдываться начальнику участка было нечем. Парня взяли по шабашке, разнорабочим. Давай-давай, работай...
Что оставалось делать Аристову? Попытаться загладить вину перед семьей погибшего. Оплатил похороны, поддержал мать, потерявшую сына. Полностью признал свою вину.
Суд учел смягчающие обстоятельства.
Мораль? 21 век! Это из названия фирмы. И дырка с досками.
Не стой под крышей
До сих пор под стражей прораб и директор ООО «РСК Стройтек» — им отвечать за смерть пятерых человек на стройплощадке в Сыркове. Тогда, в июле прошлого года, при обрушении кровли спорткомплекса пострадали шестеро. Одному повезло больше других — получил тяжелые травмы, но остался жив. Картина на месте ЧП была жуткая.
— Рабочие разбирали крышу, которую сделал «Стройтек», — напоминает руководитель областной инспекции по труду Александр РОЗБАУМ. — Исправляли свою же ошибку, напрочь пренебрегая технологией. Кто виноват? Те, кто не научил, не проконтролировал ход работ. То есть — руководители предприятия!
Вот еще некоторые примеры из прошлогодней, скажем так, практики преступного головотяпства. Почему погиб электрик Боровичского комбината огнеупоров? Потому что послать его на столб есть кому, а проверять состояние опор некому. Впрочем, следствие, надо полагать, найдет, чья была зона ответственности. Факт тот, что подгнивший столб упал.
Две смерти — в лесной отрасли. Причины? Да все те же: не обучили, не проконтролировали.
— Уже в этом году в Крестецком районе на лесозаготовках погиб человек, — продолжает Александр Розбаум. — При этом и одно из прошлогодних лесных ЧП — тоже крестецкое.
Проверь себя сам
По логике вещей, обеспечение безопасности на производстве требует большего контроля и со стороны проверяющих организаций. Ну, если сами предприятия дают себе послабления в данном вопросе. То ли на фоне кризисных явлений в экономике, то ли пресловутый русский авось виноват как всегда. Однако существует установка «не кошмарить бизнес». И действует.
В 2016 году по линии трудовой инспекции намечено только 88 плановых проверок малого бизнеса. В прошлом году было две сотни. И санкции были к нарушителям — штрафов выписано более чем на 5 млн. рублей.
Трудно оценить, много это или мало? Зато со статистикой ясно: смертность возросла в 4,3 раза...
В конечном счете, главное — самопроверка. Честно, без дураков. Можно же и журнал всяких разных инструктажей заполнить для проформы. А потом придут трудяги на объект и начнут «тянуть» на себя крышу.
На ошибках учатся. Руководители и специалисты, угодившие под суд за грубейшие нарушения ТБ, дают всем остальным работодателям такие уроки.