Среда, 17 июля 2024

Редакция

Испекли б нам караванинг!

Нам предлагают развивать автотуризм. Как в Европе

За непривычным пока русскому уху словом «караванинг» скрываются не поездки на верблюдах через пустыню, как можно бы подумать, а путешествия в автомобилях с прицепом или в домах на колесах. В Европе такой вид отдыха нынче популярен и занимает около 25% туристического рынка.

У нас тоже караванинг постепенно завоевывает сторонников. Однако проблема в том, что туристов, путешествующих подобным образом, мало где могут принять. В России на сегодняшний день существует только одна площадка для домов на колесах, соответствующая рейтингу «три звезды», — это кемпинг «Суздаль».

Стоит ли Великому Новгороду и области пытаться составить суздальцам конкуренцию? Это обсуждали участники круглого стола, который прошел в гостинице Park Inn 12 февраля. Президент российской «Лиги караванеров» Андрей АРТЮХОВ, приехавший в Новгород, чтобы принять участие в дискуссии, рассказал, что нужно туристам.

По его словам, обычно путешествующие на своем автомобиле предпочитают кемпинговые площадки, размещенные рядом с отелями. Любая гостиница — заметный ориентир, облегчающий приезжим поиск стоянки, и признак стабильности: с высокой долей вероятности она никуда не денется и через год, и через пять лет, а значит, туристы смогут вновь приехать на полюбившуюся площадку.

На самой площадке гостям необходимы хотя бы минимальные удобства: возможность подключиться к электросети, набрать чистой воды, может быть, постирать одежду в прачечной. В среднем путешествия на колесах занимают от 7 до 21 дня, так что без этих благ цивилизации никак не обойтись. Готовы ли инвесторы вкладываться в обустройство кемпингов? Пока не очень. Возможно, пугает срок окупаемости проекта — около 15 лет. К тому же сейчас в России активнее всего развивается внутренний туризм, и соотечественники интересуются караванингом не так сильно, как путешественники из-за рубежа. То есть они, возможно, и рады бы покататься по стране на своем автомобиле, но пока у нас для этого нет условий. Получается замкнутый круг: инвесторы хотят видеть стабильный интерес к кемпингам до начала своей работы, туристы хотят видеть кемпинги до того, как отправятся в путь.

Впрочем, кое-какие предпосылки для развития автотуризма все же есть. Взять хотя бы Новгородскую область. Мало-помалу тут начинают привыкать к домам на колесах и их хозяевам.

— Пока что машины с иностранными номерами останавливаются в основном на парковке у офиса «Красной избы», — рассказал председатель комитета по туризму департамента культуры и туризма Евгений РОДИОНОВ.

— Есть опыт приема караванеров на своей площадке и у гостиницы Park Inn. Интересным для путешественников может быть экскурсионный маршрут «Волховский фронт — бои и герои». У основных объектов в прошлом году установлены информационные стенды, появились дорожные указатели и аудиогид. Готовы выделить площадки для кемпинга в Тесово-Нетыльском, где есть музей узкоколейной железнодорожной техники.
Несколько лет назад обсуждалась также возможность создания кемпинга для посетителей национального парка «Валдайский». Есть планы выделить площадку для караванеров в рамках развития Рюрикова городища. Словом, работы впереди еще много. А автотуристов? Поживем — увидим.