На вопросы «НВ» отвечает руководитель УФАС по Новгородской области Ольга ВИНИЧЕНКО
— Ольга Сергеевна, что сейчас попадает под юрисдикцию антимонопольного ведомства?
— Мы рассматриваем любые действия, которые приводят к ограничению конкуренции как со стороны предприятий, так и со стороны органов власти. Часть выявляем самостоятельно, часть — благодаря обращениям.
Нужно сказать, что нарушения могут быть на разных уровнях: это областная власть, городская, подведомственные им учреждения. Например, муниципальное бюджетное учреждение «Городское хозяйство» Великого Новгорода ранее размещало заказ на уборку города одним лотом. Чтобы создать конкурентную среду, мы выдали им предписание, обязывающее разбить заказ минимум на три лота. Теперь поучаствовать в аукционе могут и не очень крупные компании, у которых техники для уборки меньше, чем, скажем, у «Новгородского спецавтохозяйства». Раньше они были не в состоянии подать заявку, так как не могли взять на себя большой объем работы.
— Но этим, как я понимаю, УФАС не ограничивается?
— Также мы рассматриваем все нарушения со стороны доминирующих хозяйствующих субъектов, которые приводят к ущемлению прав бизнеса или неопределенного круга лиц. Например, в прошлом году было дело, связанное с «Росгосстрахом». К нам обратился житель Крестецкого района, сообщивший, что страховая компания при расчете стоимости ОСАГО не применяет понижающий коэффициент для водителей, которые ездили без аварий. Продолжалось это с 2013 по 2015 год. На рынке страхования гражданской ответственности автовладельцев «Росгосстрах» занимает доминирующее положение, поэтому у нас было право проверить работу его отделения в Крестецком районе. Оказалось, что нарушение, о котором шла речь, было массовым. В итоге «Росгосстрах» получил от нас предписание опубликовать объявление, что граждане, которым был неправильно определен коэффициент, могут получить компенсацию расходов. Оно вышло 23 декабря в газете «Новгородские ведомости». Кроме того, на компанию наложен штраф в размере 150 тыс. рублей. Мы готовы и дальше рассматривать дела такого плана, а также дела, связанные с установлением монопольно высоких цен.
— У нас и такое случалось?
— В последние годы нет, но было дело о нарушении установленного порядка ценообразования. Оно касалось Боровичского водоканала. Ему следовало согласовывать стоимость услуг по водоснабжению с комитетом по ценовой и тарифной политике области, но этого не было сделано. Цену установило само предприятие. По мнению управляющей компании, которая к нам обратилась, защищая интересы жильцов, эта цена была излишне высокой. Вообще, надо сказать, что по услугам водопровода и канализации жалобы бывают регулярно, в основном — в районах. Это сфера, где нарушений пока еще довольно много.
— А цены на потребительские товары вы отслеживаете?
— Да, но в основном потребительский рынок интересует нас в плане поиска ценовых сговоров. Доминирующих хозяйствующих субъектов, которые могли бы злоупотребить своим положением, там нет, так как конкуренция достаточно жесткая, в ней участвуют и сетевые компании, и маленькие магазины шаговой доступности. Мы проводили проверки. В основном они касались роста цен на овощи, например, на картофель и морковь. Однако выяснилось, что рост цен вызван объективными причинами, а не сговором продавцов. К лету поток жалоб прекратился, и сейчас обращений по розничным ценам у нас практически нет. Видимо, граждане привыкли к нынешней ситуации. Розничные торговцы сейчас вынуждены повышать цены. Влияют и курс валют, и изменившиеся после введения продуктовых санкций схемы доставки.
— Каким в целом был для вас 2015 год?
— Напряженным. Резко возросло количество заявлений по нарушениям антимонопольного законодательства. Если в 2014 году их было 125, то в 2015-м — уже 280. Основная причина, как мне кажется, в том, что компания «Новгородэнерго» не раз срывала сроки присоединения участков и домов граждан к электрическим сетям, в основном ссылаясь на финансовые причины. Хочу отметить, что 139 гражданам, обратившимся к нам с этой проблемой, мы уже сумели помочь, объединили их заявления и возбудили ряд дел, после рассмотрения которых были выданы предписания об устранении нарушений. Примерно половина из них уже исполнена, техприсоединение проведено. Думаю, к весне мы добьемся, чтобы и остальным это было сделано.
— Есть сфера, где обращений, наоборот, стало меньше?
— Значительно меньше заявлений мы получили по поводу нарушения закона о рекламе. В 2013 и 2014 годах было много жалоб на смс-рекламу, теперь они встречаются редко. Возможно, компании стали меньше этим злоупотреблять.
— Обычно люди, обращающиеся к вам по поводу нарушений при закупках, волнуются обоснованно или хватает и таких, чьи заявления не подтверждаются?
— Вообще, обоснованных жалоб на нарушения при государственных и муниципальных закупках не так много, где-то третья часть от общего числа. Однако есть такой нюанс: одновременно с рассмотрением жалоб мы осуществляем внеплановую проверку, и при этом где-то в половине случаев выявляются те или иные нарушения. Могу сказать, что жалобы на действия органов власти по большей части обоснованы. Причем речь идет не только о госзакупках, но и о тех случаях, когда, к примеру, получить какой-либо документ мешают административные барьеры. Много жалуются на электриков, на водоканал, на «Газпром газораспределение». Часть обращений подтверждается, часть — нет. Еще одна сфера, где всегда хватает жалоб, — строительство и ремонт. В последнее время их число увеличилось, так как нынешнюю экономическую ситуацию никак нельзя назвать благоприятной для строительных компаний, и они готовы до последнего биться за каждую закупку, в которой участвуют.
— Ваше ведомство может им еще как-то помочь?
— С 10 января 2016 года вступили в силу изменения в законодательство, согласно которым мы будем рассматривать жалобы, касающиеся нарушений при выдаче разрешения на строительство, за семь дней. Любой застройщик может пожаловаться на орган власти, который нарушает сроки выдачи или требует дополнительных согласований. Также он может обратиться к нам, если хозяйствующие субъекты не предоставляют ему услугу подключения к сетям или выдвигают какие-то излишние требования.
— А есть еще какие-либо нововведения в законодательстве?
— С 5 января действуют изменения в закон о защите конкуренции. Для бизнеса они несут позитивный характер. Нагрузка со стороны контролирующих органов теперь уменьшилась. Суть изменений в том, что по очень многим видам нарушений мы не будем, как раньше, сразу возбуждать дела и выписывать штрафы, а будем выдавать предупреждения. Если предприниматель или компания в условленный срок его исполнят, на этом все закончится.
Фото с сайта ipОpen.ru