Среда, 17 июля 2024

Редакция

Сделанное воздастся сторицей

Почему Новгородская область находится среди лидеров по выполнению майских указов Президента РФ

ГАИС «Управление» обнародовала данные об исполнении указов Президента РФ от 7 мая 2012 года №№ 596—601 и 606. Новгородская область по количеству достигнутых плановых показателей, содержащихся в указах, делит четвертое — седьмое места с Владимирской и Воронежской областями и Республикой Коми. Эти четыре субъекта РФ по итогам 2015 года выполнили 38 из 42 показателей.

На первом месте — Бурятия, у которой исполнен 41 плановый показатель. На втором — Краснодарский край (40), на третьем — Тамбовская область (39).

Всё логично

Мы занимаем высокое место, но в этом нет ничего удивительного, тем более — сенсационного. В 2014 году мы с тем же результатом (38 показателей) занимали второе — четвертое места, а впереди была Ростовская область, выполнившая 40 показателей из годового плана. Нынче ростовчане делят 22—26-е места с Московской и Оренбургской областями, Ненецким и Ханты-Мансийским АО, выполнив только 34 показателя.

Иными словами, важно не просто выдать на-гора высокий результат на отдельно взятом отрезке пути, отмеренном до 2020 года, когда все регионы страны должны отчитаться о выполнении поставленных указами задач, но держать планку на установленной высоте постоянно. Новгородской области, где после провального 2013 года (25-е место, 35 выполненных показателей) сделали выводы из имевших место просчетов, это удается два года подряд. Если взять за критерий сравнения первую семерку 2015 года, окажется, что, кроме нас, место в ней сохранила только Воронежская область. Нынешний лидер Бурятия в 2014 году была на 39-м месте (32 показателя), хотя в 2013-м занимала солидное четвертое место. Это значит, что со стабильностью в работе по выполнению президентских указов там явные проблемы (по крайней мере, были).

Избавлены мы от таких рисков? Давайте заглянем в отчет за 2013 год. Не выполненными у нас были семь показателей: по снижению смертности от новообразований (в том числе злокачественных) и в ДТП, по снижению стоимости 1 кв. м жилья экономкласса (относительно стоимости в 2012 году), по объему ввода такого жилья и по увеличению этого объема, по затратам на исследования и разработки и по уровню удовлетворенности населения качеством предоставления государственных и муниципальных услуг.

Вижу цель!

Даже те, кто не анализирует стратегию и тактику деятельности Правительства Новгородской области, а лишь следит за происходящим в регионе, не могли не видеть, какое внимание в последние годы уделяется у нас жилищному строительству и развитию сети МФЦ как субъектов инфраструктуры. Уже в 2014 году по объему строительства жилья экономкласса и темпам роста этого строительства мы вышли на плановые показатели. Точнее: перевыполнили их на 25,6%, сдав 270 тыс. кв. м жилья экономкласса вместо 210 тыс., установленных указом № 600 «О мерах по обеспечению граждан РФ доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг».

Выполнен был и показатель снижения стоимости «квадрата» в экономичном жилье. Правда, стоимость его оставалась выше плановой: 45 216 рублей против запланированных 44 781. Однако уже было ясно, что с активизацией работы в данном сегменте жилищного строительства новгородской компании «Проектстрой» и с появлением на нашем региональном рынке псковской СК «Скандинавия» — это (падение стоимости) вопрос времени. И даже меньшего, чем можно было ожидать.

Стагнация на рынке продаж жилья вынудила и других игроков пересмотреть планы в пользу строительства жилья экономкласса. А возникшая конкуренция (вкупе со снижением спроса и покупательской способности населения в условиях кризиса) привела к резкому падению цен. В 2015 году стоимость 1 кв. м жилья экономкласса в Новгородской области составила 34 782 рубля при планируемой цене 39 038 рублей.

Интенсивная и качественная работа по открытию многофункциональных центров в свою очередь обеспечила рост позитивного настроения у населения, пользующегося услугами МФЦ. Оценка качества гос- и муниципальных услуг росла пропорционально расширению сети МФЦ: 85,2% — в 2014 году и 86,1% — в 2015-м. Отмечу, что указом № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» на эти два года индекс удовлетворенности планировался на уровне 70%.

Собственно, этот принципиальный подход в реализации двух социально важных программ (строительство жилья и создание региональной сети МФЦ) и обеспечил нам быстрый подъем в рейтинге. Если б дело ограничилось кампанейщиной, откат был бы неизбежен. Но даже в трудном 2015 году пусть не так, как планировало областное правительство, но все равно выше, чем предусматривали соответствующие майские указы, мы добились прироста показателей на этих направлениях.

Особые сложности

Правда, на 2015 год остались проблемы с тяжело «управляемым» показателем смертности от новообразований. Как известно, онкология — это особая проблема для Новгородской области. В целях обеспечения диагностики злокачественных новообразований на ранних стадиях заболеваний, снижения инвалидности и смертности от злокачественных новообразований была принята областная целевая программа «Совершенствование медицинской помощи населению Новгородской области при онкологических заболеваниях на 2013—2015 годы». Ее бюджет составил 1,2 млрд. рублей. Однако темпы снижения уровня смертности по этим причинам остаются крайне низкими и значительно отстают от плановых показателей. Например, в 2015 году от злокачественных новообразований у нас умирали в среднем по 225 человек на 100 000 населения. По 601-му указу показатель должен был составить 214 (а к 2018 году, когда эта программа должна завершиться, — 210,5).

Неожиданный скачок имел место в 2015 году в разделе «Смертность от туберкулеза» — 9,4 случая на 100 000 человек, тогда как в 2014 году было 7,7. Плановые индексы указа — соответственно 8,4 и 8,8.

Правда, с точки зрения отчетности этот сбой был нивелирован значительным улучшением ситуации на дорогах. Смертность от дорожно-транспортных происшествий в минувшем году составила 14,3 случая на 100 000 жителей (на такой уровень мы должны были выйти к концу 2018 года). А ведь в 2014-м мы имели 25,6 смертей.

И наконец стабильно снижается у нас доля внутренних затрат на исследования и разработки в ВРП. По указу № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». В 2012 году она была равна 0,82% от ВРП (указ предусматривал 0,81%), в 2013-м — 0,68 и 0,70% соответственно, в 2014-м — 0,68 и 0,82%, а в 2015-м — 0,68 и 0,83% ВРП. Затрудняюсь сказать, в чем причина: нет средств, или нет разработчиков и исследователей, или деньги и ученые не находят друг друга?

Готовность — 100%

Тем не менее мы должны быть удовлетворены в полной мере тем, что выполнены все показатели, предусмотренные указом № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике». Среди прочего хочется выделить следующие показатели: отношение объема инвестиций в основной капитал к ВРП — 30% (при плане 27,5); индекс производительности труда (к 2011 году) — 125%; доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВРП (относительно уровня 2011 года) — 115%.

На сегодняшний день исполнены все 13 пунктов указа № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

Читателя должны заинтересовать следующие индексы:

• рост реальной зарплаты (относительно 2011 года — 100,7 % (в 2014 — 112,3%;

• отношение средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования к средней заработной плате по субъекту РФ — 101,1% (план — 100,0);

• отношение средней заработной платы работников учреждений культуры к средней заработной плате по субъекту РФ — 73,5% (70,1);

• отношение средней заработной платы социальных работников к средней заработной плате по субъекту РФ — 58,5% (58,0);

• отношение средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений к средней заработной плате в сфере общего образования в субъекте РФ — 101,5%;

• отношение средней заработной платы врачей к средней заработной плате по субъекту РФ — 151,2% (142,5);

- отношение средней заработной платы среднего медперсонала к средней заработной плате по субъекту РФ — 83% (79,3).

Оба показателя указа № 606 «О мерах по реализации демографической политики РФ» у нас перевыполнены. А именно:

• суммарный коэффициент рождаемости, число родившихся на 1 женщину — 1,74 (при плане — 1,72);

• ожидаемая продолжительность жизни — 68,41 года (68,3).

Вместо эпилога

Остается только напомнить сказанное Президентом России Владимиром ПУТИНЫМ 7 мая 2015 года на заседании Комиссии по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития страны:

— В майских указах обозначены стратегические цели нашего развития, их достижение призвано обеспечить динамичное развитие и самодостаточность страны, благополучие граждан России. Трудности текущего этапа должны стать дополнительным стимулом для поиска резервов и нестандартных решений, для более рачительного, акцентированного использования средств. Оценивать качество реализации этих указов нужно, конечно, не по числу принятых решений, документов, планов и даже законов, а по тому, как меняется жизнь граждан, насколько улучшаются условия ведения бизнеса, изменилось ли состояние социальных отраслей и так далее.

Сейчас появляются критики, которые уже говорят о несвоевременности работы и отвлечения финансовых ресурсов на исполнение майских указов. Дескать, сперва нужно выбраться из кризиса, а потом будем светлое будущее строить. Но разве нечто подобное мы не проходили в 30-е или 50-е годы?