Среда, 17 июля 2024

Редакция

Угрозы и возможности

Владельцы зданий ищут новые способы привлечения арендаторов

На новгородском рынке коммерческой недвижимости появятся новые игроки

Прошлой весной в «НВ» появилась публикация («Мы сдаемся!», 13.03.2015), в которой говорилось о том, что в связи с экономическим кризисом предпринимателям приходится сниматься с насиженных мест. Кто-то прикрыл дело, кто-то сократил менее прибыльные подразделения, сэкономив тем самым на аренде. На городских зданиях то здесь, то там стали появляться объявления о сдаче торговых и офисных помещений внаем. Многие из них и сейчас на месте. При этом, например, в Великом Новгороде на одной только Большой Санкт-Петербургской улице запускались сразу три новых торгово-административных центра. Несладкой представлялась их судьба.

И вот год позади. Что происходит на рынке коммерческой недвижимости? Во всех трёх ТРЦ на Санкт-Петербургской, которые, казалось бы, должны были пустовать, появились арендаторы: точки питания, магазины... В ТРЦ «Мармелад», открытие которого состоялось незадолго до нового года, большая часть секций пока пустует. Металлоконструкции здания на пересечении улиц Большой Московской и Державина, где планировался автосалон, пока стоят неодетыми. Собственник, как рассказали в мэрии, приостановил работы.

Но есть и другие истории. Не останавливается реконструкция здания напротив завода «ГАРО». Более того. Его владельцы явно не экономят на отделке, и после завершения работ безликая коробка, где когда-то размещались цеха завода «Автоспецоборудование», станет едва ли не самым необычным архитектурным объектом в областном центре после космического облика областного драмтеатра и магазина мебельной фабрики «Элегия».

Как рассказал один из владельцев Дмитрий ЛУКАНИН, ремонтные работы в пятиэтажном здании начались около двух лет назад, после того как предприниматель выкупил его у новгородской мэрии в рамках программы приватизации муниципального имущества. С предложением реконструировать фасад выступил один из известных новгородских архитекторов Александр Матюнин. Обдумывая новое «лицо» заводского корпуса, он исходил из того, что сразу за зданием начинается промышленная зона. Реконструированный фасад должен был стать доминантой мрачноватого индустриального пейзажа. Так появилась идея с белоснежными объемными алюминиевыми панелями на фоне стен, отделанных черным керамогранитом. Сейчас в свежей, лаконичной геометрии линий можно рассмотреть и голову животного, и надстройки космического корабля.

По словам Луканина, в здании уже подведены газ, электричество, водоснабжение, установлен лифт. Строители утеплили стены, постановили двухкамерные стеклопакеты с затемнением. Зимой в помещениях не будет сквозняков, а летом — духоты. Сейчас внутри ведутся отделочные работы. В планах собственника — оборудовать рядом со зданием парковку, открыть на первом этаже кафе или ресторан, создать зону отдыха для пешеходов. За зданием находится яблоневый сад, который Лакунин хочет сохранить. Предприниматель планирует завершить реконструкцию в следующем году. Найдет ли новый офисный центр клиентов?

— Переговоры с потенциальными арендаторами мы ведем с начала строительных работ, — рассказал Луканин. — Не исключено, что всё здание займет одно учреждение — городское отделение Пенсионного фонда. Возможен вариант и с несколькими арендаторами.

По словам Виталия ДЕНИСОВА, генерального директора Агентства регионального развития Новгородской области, на рынке коммерческой недвижимости всегда есть движение. В первую очередь выживать помогает снижение цен на аренду. Если в конце 2014 года стоимость аренды квадратного метра торговой площади составляла в среднем 1000—1100 рублей, то сейчас ценник упал до 500—600 рублей.

Однако, говорит Денисов, для одних кризис — угроза, для других — новые возможности. Сейчас большое значение приобретает уровень комфортности и оснащенности торгово-административных зданий. Связано это в том числе с тем, что в регион приходят федеральные бренды, которым требуются объекты, соответствующие современным требованиям менеджмента и обслуживания. Офисы с плохим ремонтом, не первой свежести в такой схватке проигрывают. Поэтому здания, владельцы которых рискуют и вкладываются в серьёзную, оригинальную реконструкцию, будут пользоваться интересом арендаторов даже в сложные экономические времена. Здесь тоже работает один из основных экономических законов: спрос рождает предложение. «Так что и «Мармелад» потихоньку заполнится», — уверен Денисов.

Правда, и у больших, современных ТРЦ есть свои ограничения. Индивидуальный предприниматель, привыкший торговать на потребительском рынке, вряд ли захочет здесь работать, ему хватит и простенького павильона.

Фото с сайта clafre.com