Воскресенье, 24 ноября 2024

Редакция

Переступив порог

Что мешает развитию туристического бизнеса в регионе

Владимира НИКОЛАЕВА знают далеко за пределами нашего региона. Пройтись на рафтингах по знаменитым Мстинским порогам к нему приезжают туристы из Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России. О развитии турбизнеса в регионе, о проблемах, с какими сталкиваются предприниматели, — наша беседа.

— Владимир Александрович, расскажите, как всё начиналось? Вы ведь не сразу бизнесом занялись, где-то работали?

— Всё начиналось с личного хобби. Когда учился в Москве в институте электронной техники, брат подарил мне спасательный плот ПСН-10. Вот на нем и стал с друзьями сплавляться по категорийным рекам Карелии, Кавказа, Карпат, Памира, Тянь-Шаня. Например, в 1991 году в Германии занял второе место на кубке Grand Prix Raft Deutschland. Потом создал клуб и стал привлекать людей к водным путешествиям по Мсте. Это был первый опыт работы с туристами. Вскоре судьба свела меня с любителем путешествий Валерием Артемьевым, и сплавы по Мсте перешли в активную фазу, к нам стали обращаться москвичи. Так постепенно хобби переросло в микробизнес. В 2006 году открыли турфирму. Сложно, но интересно.

— Поддержка от власти какая-то есть?

— Очень скромная. На сегодняшний день нам ближе фраза «Лишь бы не мешали!». Когда-то казалось, что делаем общее дело. Взяли небольшой земельный участок в аренду, построили кемпинг, радовались как мы, так и туристы: наконец-то появились условия для нормального отдыха. Но неожиданно попали в зону интересов учреждений, отвечающих за культурное наследие. В результате судебных разборок кемпинг вынуждены были снести. Для нас это были колоссальные убытки... К счастью, дальнейшая работа с властью, уже под кураторством губернатора, дала результат, и в 2011 году мы вновь получили участок у порога Бели.

Цена договора была реальной — около 19 тысяч рублей в год. Три года платили по этим расценкам, и проблем не было. Затем сменился председатель КУМИ, и выяснилось вдруг (!), что надо платить 190 тысяч. Вместо того чтобы исправить свою ошибку и предложить перезаключить договор аренды на новых условиях, администрация подала на нас в суд. Несмотря на яростное сопротивление, мы проиграли дело и должны теперь заплатить дополнительно 400 тысяч рублей. Ей-богу, обидно. На такую сумму я бы и договор не стал заключать, у фирмы нет таких доходов.

— Что ещё мешает развиваться бизнесу?

— Дороги. Это уже политическая проблема. Были бы хорошие дороги, к нам приезжало бы в два раза больше людей. Мешает развиваться туристическому бизнесу и отсутствие реальной программы развития туризма в районе.

— Но к вам же люди едут...

— Едут, и с каждым годом всё больше, потому что мы любим нашего туриста, запускаем и реализуем новые проекты... Мы динамичны, креативны, работаем как с малыми группами, так и с группами более ста человек. Корпоративные клиенты знают — мы не подведем, не разочаруем.

Недавно стали предлагать экскурсионные программы, открыли памятник на берегу у порога, где так много пролили пота боровичские лоцманы, проводя огромные барки. Открыли Музей Боровичских порогов. Предлагаем не только активный туризм, но и познавательные программы. Завершаем работы по запуску музея палеонтологии Горной Мсты.

— Значит, нужно только задействовать всё это?

— В сутки туриста входят сон, питание, переезды, остановки, осмотр достопримечательностей, развлечения. Хороший маршрут — это оптимизация всех составляющих. Наш основной турист — из Москвы и Петербурга. Востребованы маршруты выходного дня. Хотя у Боровичей есть реальная возможностью пропускать большие потоки туристов.

Здесь у нас — отель «Олимп» (около 100 мест), профилакторий АО «БКО» (около 100 мест), гостевой дом «Мста» (около 30 мест), аквапарк, рестораны, кафе, трасса для мотокросса, музеи, памятники истории и архитектуры, интересная историческая застройка города, разнообразный рельеф. Кроме того, рядом — Кончанско-Суворовское (музей-усадьба Суворова) — 35 км, Окуловка (памятник Миклухо-Маклаю, памятник Цою, канал гребного слалома) — 43 км, Валдай (Иверский монастырь, музеи) — 80 км, Любытино (Славянская деревня Х века, курганы) — 60 км. Перечисляю дальше: Опеченский Посад (набережная Петровских времён, дендропарк, лоцманские и купеческие дома) — 21 км, кемпинг «У порога Бели» (музеи, палаточный городок) — 21 км, подземная река Понеретка — 25 км и так далее.

Тем не менее как центр туризма Боровичи практически не раскручиваются. Туристы предпочитают ехать в туры, где звучит слово «Валдай», а не слово «Боровичи». Живут в Валдае, а в Боровичи, Кончанское, Любытино едут три часа в автобусе.

— Но это же несправедливо и даже абсурдно!

— Вот, смотрите, наглядный пример — Любытино. Там турбизнесу уделяется большое внимание — как фактору развития территории, создания её имиджа, бренда. Подходят к делу творчески, поддерживают и бизнес, и свой музей; организуют конференции для историков и археологов. Буквально на днях там состоялся круглый стол «Перспективы развития туризма в восточных районах Новгородской области» на базе отдыха «Любытино-хутор», участником которого я был. Речь шла о создании кластера «Любогорье». Сравните Боровичи и Любытино...

Развитие туризма на Новгородской земле имеет большой потенциал. Нам есть что показать, о чём рассказать, у нас богатая история. Но только бизнесу туризм не поднять. Нужна помощь власти, действенная помощь. Можно начать хотя бы с размещения рекламных баннеров и информационных указателей об интересных объектах Боровичского района на федеральных трассах...

Фото автора