В прокуратуре области прошёл форум, посвящённый проблеме задолженности органов власти перед предпринимателями
Формат встречи предполагал даже некую дискуссионность. Вопрос с долгами всегда обоюдоострый. «Мы здесь собрались не для публичного порицания, а для совместного поиска путей решения», — заметил в начале форума прокурор области Андрей КИКОТЬ.
Допустим, муниципалитет не заплатил ЗАО «Боровичская ДПМК» за отремонтированные дороги 2,5 млн. рублей. Предприятию пришлось брать кредит (под солидный процент). Ведь от обязательств по налогам и по зарплате никто не освободит. В результате должников уже двое. И оба вроде бы в этом не виноваты.
Проблемой «административных» неплатежей органы прокуратуры вплотную занимаются с прошлого года. На то есть поручения президента страны и генпрокурора. И, надо заметить, есть эффект. В первом полугодии 2016 года погашена задолженность более чем в 300 миллионов рублей. Муниципальный долг уменьшился с 237 до 141 млн. рублей. А областная казна сократила 157-миллионный долг в 11 раз.
При этом остающаяся задолженность по-прежнему измеряется довольно внушительной цифрой — 600 млн. рублей. Больше половины — это долги предыдущих лет перед предприятиями-перевозчиками. Речь идет о возмещении так называемых выпадающих доходов. С большинством перевозчиков заключены соглашения о постепенном погашении долга. А поскольку с 1 апреля компенсация выплачивается не перевозчикам, а гражданам, это исключает саму возможность увеличения долга.*
Разговор на форуме получился корректный, но дискуссией назвать его трудно. Разве что заместитель главы Боровичского района Виктор КОРЛЕНКОВ попытался заполнить нишу.
— Если мы будем ждать, когда у нас появятся средства на счетах, чтобы в полном объеме финансировать работы, работать будет некогда.
Эти слова надо рассматривать как несогласие с той постановкой вопроса, что лучший способ не влезать в долги — не проводить конкурсы на выполнение работ, пока не будет «живых» денег. Но эти деньги и те, которые предусмотрены сметой, как сказала руководитель департамента финансов Елена СОЛДАТОВА, — разные вещи.
Боровичский зам напирал также на сознательность предпринимателей, мол, они понимают, что хотя бюджет исполняется трудно, он — гарантия оплаты. Видимо, поэтому администрация даже не ответила на письменное обращение упоминавшейся уже ДПМК. А там подумали-подождали, да и в суд пошли. Что после этого бывает, можно проиллюстрировать хотя бы на прошлогоднем примере новгородской ЦГКБ. Больница была должна одну сумму, а с неустойкой — две таких. И будь здоров, не кашляй.
Боровичский район — явный лидер среди муниципалитетов-должников: 74 млн. рублей. На начало года чуть больше долгов было у Великого Новгорода, но к настоящему времени областному центру удалось здорово «втянуть живот». А у Боровичей в бюджете на погашение заложена десятая часть от необходимого.
Подискутировать можно, конечно, почему нет? Но как сделать риск минимальным? Причем обоюдный риск — и предпринимателей, и муниципалитета. И это уже не от прокуратуры зависит. С ее стороны как раз все предельно ясно: будут мониторить и принимать меры. Чувствуя поддержку, предприниматели активнее будут реагировать на отговорки типа «потерпите, вот-вот...».
Не можем без долгов? Тогда действительно все просто: «есть деньги — иду на базар, нет денег — сижу дома». А как же исполнение муниципальных функций жизнеобеспечения на конкретной территории? А вот это уже может стать темой другого совещания, не в прокуратуре.
Фото из архива "НВ"