Воскресенье, 24 ноября 2024

Редакция

Фактор риска

Расселение аварийного жилищного фонда планируется завершить досрочно

Как известно, Президент России поставил задачу: граждан, проживающих в аварийном жилье, переселить в благоустроенные квартиры до конца 2017 года. Новгородская область имеет шансы закончить программу раньше. Насколько это реально? Корреспондент «НВ» беседует с руководителем департамента по ЖКХ и ТЭК области Ириной НИКОЛАЕВОЙ.

— Ирина Юрьевна, если смотреть на ситуацию с расселением в целом по области, какой получится картина?

— Сейчас мы расселяем жилфонд, который признан аварийным до 1 января 2012 года. Когда начинали этим заниматься, расселению подлежало около 50 тысяч квадратных метров жилья. Большую часть работы мы уже сделали, осталось порядка 15 тысяч квадратных метров, 1039 человек. В 2016 году в программе расселения участвуют девять муниципальных образований. Это единственный год, когда мы сформировали программу и получили деньги еще в 2015 году. Мы просили муниципальные образования начинать заниматься вопросами, связанными с переселением граждан, еще в конце прошлого года, потому что процесс этот довольно долгий. Нужно сформировать земельный участок, потом предоставить его застройщику, а это означает необходимость проведения торгов. Поэтому мы и просили районы заранее. В декабре они уже имели авансовые платежи у себя на счетах и могли действовать.

— И насколько они вняли призыву поторопиться?

— По-разному. Я всегда говорю, что результат дела зависит от людей. Когда не получается у всех — это проблема, но если не получается у кого-то одного, значит, вступил человеческий фактор. Есть те, кто сработал очень хорошо. Взять, к примеру, Валдайский район. Здесь еще в 2015 году начали строить дом, чтобы расселить людей по плану 2016 года. Сейчас идет отделка помещений. Дом кирпичный, такие здания строятся долго, но работу начали вовремя, и нет сомнений, что до конца года жилье будет предоставлено людям. В Хвойной жилье для переселенцев строят из блоков, это проще. Один дом уже скоро примет жильцов, еще три — в разной степени готовности, от стен третьего этажа до фундамента. В Шимске и Чудово дома тоже строят, они — на стадии фундамента. В Волоте строят два дома, у одного готовы стены первого этажа, у другого — фундамент. Это маленькие здания из блоков, и я думаю, не будет проблем с тем, чтобы сдать их до конца года.

— Есть передовики, которые уже закончили расселение?

— Да, в первом полугодии аварийный фонд был ликвидирован в селе Медведь Шимского района и в поселке Парфино. Неплохо обстоят дела в поселке Пролетарий Новгородского района: там собрана коробка кирпичного дома, к концу года будут завершены все внутренние работы. В Малой Вишере тоже проблем нет. Один дом уже сдан, идет приемка помещений, и я думаю, что в течение июля люди получат ключи. Второй дом достраивается.

— Кто же тогда отстает?

— Боровичи и Старая Русса. С Боровичами проблема в том, что по ряду квартир еще не объявлены конкурсы. Эти квартиры были включены в план расселения 2017 года, но губернатор поставил задачу завершить программу в 2016 году, и мы договаривались, что район объявит аукцион на приобретение жилья или участие в долевом строительстве с оплатой в 2017 году. На сегодня есть информация, что этот аукцион будет объявлен только 18 июля. Однако по плану расселения 2016 года контракты заключены, дом достраивается.

— А какова ситуация в Старой Руссе?

— Тут дела обстоят хуже всего, причем это повторяется четвертый год подряд. Там остаются два дома, строительство которых собирались завершить в этом году. Один дом на 33 квартиры — на стадии стен третьего этажа, строится третий год. Возводит его уже второй подрядчик, так как первый бросил работу, и с ним расторгли контракт. Однако я и сейчас не могу сказать, что там идет активная работа. В принципе, коробка дома собрана, его можно достроить до конца года. Но есть еще один дом, который собираются строить, — на 92 квартиры, где часть жилья власти планировали приобрести для переселенцев из ветхих и аварийных домов, часть — для детей-сирот. Есть проект, есть разрешение на строительство, есть вырытый котлован, и в нем — пять фундаментных подушек. Они лежат уже месяц. Застройщик сюда не торопится. Если эти подушки будут лежать еще месяца три, вероятность что-то построить даже к сентябрю 2017 года невелика. Учитывая, что мы хотим закончить программу не в срок, а досрочно, нужно решать проблему с этим подрядчиком или искать другого. Тут администрация района должна определиться.

— Есть много домов, признанных аварийными после 1 января 2012 года. Что будет с ними?

— Органу местного самоуправления, получившему заключение межведомственной комиссии о признании дома аварийным, нужно установить срок расселения граждан. Расселять такие здания должна местная власть за счет собственных средств. Проблема в том, что этих средств не хватает. Поэтому на сегодня по области у нас насчитывается более 30 тысяч квадратных метров жилья, признанного аварийным после 1 января 2012 года. Государство однозначно продолжит поддерживать расселение за счет средств федерального бюджета, но пока неизвестно, по какой схеме: как сейчас или в иной форме? Возможно, подход в чем-то изменится. Сейчас мы предоставляем жилые помещения всем, а в будущем их могут выделять только нуждающимся. Есть же те, у кого две квартиры, причем только одна из них — в аварийном доме. Федеральное законодательство может претерпеть много изменений.

Фото Владимира Малыгина