Среда, 17 июля 2024

Редакция

Статья про мэрию

Выход из экологического тупика подскажет Уголовный кодекс

12 ноября 2013 года Новгородский районный суд своим решением обязал администрацию Великого Новгорода ввести в эксплуатацию вторую очередь полигона ТБО.

Напомню, как развивались события. Еще в начале 2013 года совместной проверкой прокуратуры и контролирующих органов было установлено, что полигон (первая его очередь) «забит» на все сто. Был подан иск, суд счел наши доводы убедительными и достаточными. Был дан срок — 15 месяцев со дня вступления в силу этого решения. Администрация его обжаловала, но коллегия по гражданским делам областного суда оставила в силе. Это было 19 февраля 2014 года. То есть уже начался следующий финансовый год, а в бюджете на строительство полигона ничего не предусмотрено. Соответственно, ничего и не делалось.

Областное управление ФССП неоднократно предупреждало должностных лиц мэрии о возможной уголовной ответственности. В конце года мэрия попросила об отсрочке. Суд пошел навстречу, дав еще полгода. Таким образом, вторая очередь полигона должна была быть готова к 1 августа 2015 года. В дальнейшем администрация, опять же через суд, пыталась «пролонгировать» срок ввода, но безуспешно.

Время шло, а мэрия никак не хотела вплотную заняться проектированием и строительством. Вместо этого там начали поиск аргументов в пользу того, что эксплуатация первой части все же возможна. Стали появляться заключения различных экспертных организаций, по мнению которых полигон заполнен только на 85% (или на 87% — были варианты), и еще года полтора можно им пользоваться. Росприроднадзор, проведя исследование, установил, что загрузка уже превышает 110%. И приостановил действие лицензии у ЗАО «Новгородское спецавтохозяйство» — организации, обслуживающей полигон.

О роли так называемого «САХа» во всей этой «мусорной» истории надо сказать отдельно. Когда-то это предприятие было муниципальным, потом стало частным, получив, однако, уставный капитал, включая тот же полигон ТБО, безвозмездно. Хотя это противоречило антимонопольному законодательству.

К третьему кварталу 2015 года возникла тупиковая ситуация: ни полигона (он закрыт), ни лицензии. Выход нашли своеобразный — принялись возить мусор по региональной и федеральной дорогам, активно помогая Малой Вишере заполнять ее полигон ТБО. Идея бюджетного финансирования строительства второй очереди мэрией по-прежнему отметалась — слишком дорого. Вот бы частника привлечь! За инвестором далеко ходить не стали — а «САХ» на что?

Теперь слышим, что подвел мэрию инвестор. Да, разработанный им проект забраковала госэкспертиза, и строительство отодвинулось еще дальше. Ничего ближе 2017 года в мэрии и не называется. Между тем с инвестора какой спрос? Инвестиционное соглашение — декларация о намерениях, не более того.

Точно так же, с нашей точки зрения, ничего не значат дорожные карты, которыми обзавелась горадминистрация. Мол, будем делать то-то и то-то, тогда-то и тогда-то. Все эти карты биты. Одна лишь видимость работы, составление планов и успешное их невыполнение.

Мы понимаем, что у мэрии очень много обязательств. Есть другие судебные решения. Чтобы все исполнить, два бюджета надо. В то же время есть вопросы, которые хоть медленно, но решаются. А в данном случае — игнорирование. Хотя речь идет о проблеме, затрагивающей каждого новгородца.

В августе прошлого года мэр Великого Новгорода был предупрежден об уголовной ответственности по статье 315. Затем в ноябре ФССП направила в СУ СКР материал для возбуждения уголовного дела. Материал странствовал между областным и центральным аппаратом: дело так и не заведено.

Константин СОМОВ,
заместитель прокурора Новгородской области

Фото из открытых источников