Воскресенье, 24 ноября 2024

Редакция

Контракт на экономию

Энергосбережение становится для бюджетников основой финансовой политики

В Госдуму внесен законопроект, направленный на снижение потребления энергетических ресурсов организациями бюджетной сферы, сообщает пресс-служба правительства. «Законопроект предусматривает отмену проведения обязательных энергетических обследований и введение требований по предоставлению в Минэнерго России деклараций о потреблении энергетических ресурсов за отчетный год», следует из документа.

Также законопроект направлен на корректировку и продление требований по ежегодному снижению совокупного потребления энергетических ресурсов организациями бюджетной сферы с учетом их фактического потенциала энергосбережения. «Это позволит снизить финансовую нагрузку на бюджеты всех уровней», отмечается в документе.

Бюджетная сфера является довольно энергоемкой: ежегодно ее объекты потребляют около 40 млн. т условного топлива, или 4% от суммарного потребления энергии в России, утверждают эксперты федерального Центра по эффективному использованию энергии. По доле расходов на энергоресурсы и воду в себестоимости услуг объекты бюджетной сферы превосходят машиностроение, строительство и сельское хозяйство.

В России управление энергопотреблением на объектах бюджетной сферы началось в 1999 году с введения системы лимитирования энергопотребления. Однако с 2004 года она была отменена. Данная система сыграла положительную роль в наведении порядка. В 1999—2001 годах были созданы базы данных о потреблении коммунальных услуг и соответствующих расходах на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Россия стала единственной страной, обладающей системой данных о масштабах потребления коммунальных услуг и масштабах соответствующих бюджетных расходов. В США она существует для объектов федеральной собственности, в ряде случаев также на уровне штата и на уровне города, в Европе также имеются только фрагменты такой системы.

Однако сегодня это уже не утешение. В принятой в начале 2010 года «Энергетической стратегии Новгородской области на период до 2020 года» говорится: «Особое внимание следует обратить на методы планирования и прогнозирования расхода энергоресурсов бюджетными учреждениями области как основы для организации экономического управления, достижения заданного уровня использования энергоресурсов в бюджетной сфере. В частности, для этого органам местного самоуправления потребуется уточнить приоритеты энергосбережения в рамках муниципальных программ по энергосбережению. Необходимо обеспечить наращивание объемов инвестиций, оказание содействия снижению предпринимательских и некоммерческих рисков инвестирования, последовательность и целенаправленность в использовании бюджетных средств по снижению энергоемкости валового регионального продукта и рационального потребления энергоресурсов».

3 декабря 2012 года был принят закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в Новгородской области», которым «проведение государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории Новгородской области» логично отнесено к полномочиям областного правительства. А 28 марта 2014 года статья 3 данного закона была принята в новой редакции:

«1. Мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности на территории Новгородской области осуществляются в соответствии с государственной программой.

2. Перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в государственную программу, должен включать в себя мероприятия по вопросам энергосбережения и повышения энергетической эффективности, предусмотренные федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Финансирование мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности осуществляется за счет средств областного бюджета, а также за счет иных бюджетных и внебюджетных источников финансирования.

4. Государственная поддержка в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется путем предоставления бюджетам муниципальных образований субсидий из областного бюджета на реализацию мероприятий государственной программы для софинансирования расходных обязательств муниципальных образований в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности».

Остается добавить, что упомянутая госпрограмма рассчитана на 2014—2018 годы и на период до 2020 года. И выполнять ее придется несмотря на то, что пока бюджетные учреждения не спешат экономить. В регионе 699 муниципальных и 294 государственные организации. За последние два года заключено только 55 энергосервисных контрактов, в том числе 31 — в 2015 году. То есть к работе приступили менее 5% бюджетных организаций. Но и от этого экономия энергоресурсов составила свыше 10 млн. рублей в год.

— Каждый год в бюджете Новгородской области на оплату коммунальных услуг учреждений закладывается порядка полутора миллиардов рублей, — отмечает вице-губернатор Юрий МАЛАНИН, курирующий эту тематику. — Если сократить расходы, появится возможность направить деньги на другие цели.

А сокращать не только нужно, но и можно. Например, московский технологический кластер «Атлант-Энергия» готов вложить 1,6 млрд. рублей в мероприятия по энергосбережению в нашей области. Москвичи будут сами закупать энергосберегающее оборудование для новгородских бюджетников. Прибыль инвестор планирует получать за счет сэкономленных на услугах ЖКХ средств.

Фото с сайта greenevolution.ru