Воскресенье, 24 ноября 2024

Редакция

Регулятор в положении ON*

Как защитить бизнесменов от бюрократического прессинга

Механизм, направленный на улучшение условий ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности, каким является оценка регулирующего воздействия (ОРВ), уже нельзя назвать новым. В России он применяется с 2010 года, в мире — с начала 1970-х. Однако и говорить о широком распространении ОРВ — преувеличение.

Согласно определению, которое дает одно из руководств по ОРВ, оценка регулирующего воздействия представляет собой «...процесс определения проблем и целей регулирования, выбора альтернатив достижения этих целей для исключения излишнего и необдуманного регулирования...».

В контексте этой публикации мы рассмотрим ОРВ как экспертизу нового или действующего законодательного акта, направленную на более глубокую проработку принимаемых и анализ уже принятых решений органов власти. Основной ее целью является контроль нормативной правовой базы, формирующей условия для ведения бизнеса и привлечения инвестиций.

— Если «нормотворческий принтер» не замедлить, захлебнется не только бизнес, но и вся правовая система, — заявил в интервью «Российской газете» (от 26 мая) директор департамента оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития РФ Вадим Живулин. — Через оценку регулирующего воздействия каждый день проходят акты, в основе которых не лежит никаких подсчетов, разработчики которых не проектировали последствия предлагаемых ими нормативов. В итоге мы выносим отрицательное заключение, отправляем на доработку, по объективным причинам затягиваем принятие решений.

На практике ОРВ действует примерно по такой схеме. Допустим, проектом акта устанавливается обязательное предоставление субъектом предпринимательской деятельности при обращении в орган власти отдельных документов, которые уже находятся в распоряжении органов власти. При проведении ОРВ уполномоченный орган исполнительной власти выявляет подобные нормы и направляет проект акта на доработку для устранения таких положений.

— В Новгородской области оценку регулирующего воздействия проводит департамент государственного управления, — сообщил «НВ» Илья БОРЦЕВИЧ, заместитель руководителя департамента. — Процедура ОРВ уже проведена в отношении более 214 проектов нормативных правовых актов, по 34 проектам получены отрицательные экспертные заключения, данные проекты были направлены на доработку, по более 30 проектам были выявлены незначительные недостатки. С этого года к ОРВ приступили и органы местного самоуправления.

Наш собеседник напомнил, что Правительством Новгородской области установлена возможность бизнеса влиять на изменение уже действующего областного законодательства, затрагивающего вопросы ведения предпринимательской деятельности. Субъекты предпринимательской и инвестиционной деятельности могут обратиться с инициативой в департамент. На основе обращения с аргументированной позицией департамент уполномочен провести экспертизу указанного нормативного правового акта.

Для проведения ОРВ создан интернет-портал для публичного обсуждения проектов и действующих нормативных актов Новгородской области http://regulation.novreg.ru/, в котором может поучаствовать любой пользователь. Причем разработчик проекта акта обязан зарегистрировать и рассмотреть все предложения и замечания, поступившие в ходе публичных консультаций, и аргументировать включение (невключение) их в проект.

В целях эффективного развития и совершенствования института оценки регулирующего воздействия в Новгородской области департамент госуправления проводит опрос мнений предпринимателей и представителей бизнес-сообществ региона с целью выявления проблемных вопросов и основных направлений развития ОРВ. Опрос размещен на главной странице сайта департамента http://dgu.novreg.ru.

— Ваши ответы и мнения очень важны для дальнейшей работы по развитию и совершенствованию института ОРВ и созданию комфортных условий для ведения бизнеса в регионе, — говорит Илья Борцевич. — В первую очередь ОРВ — это возможность для бизнеса влиять на решения власти. Мы должны признать, что сегодня органы исполнительной власти, принимающие правовые акты, по различным субъективным причинам пытаются в меньшей степени вовлекать бизнес в этот процесс, и только активная позиция бизнеса может переломить ситуацию.

КСТАТИ, с результатами процедур ОРВ проектов нормативных правовых актов и со списком ответственных в органах исполнительной власти и органах местного самоуправления можно ознакомиться на официальном сайте департамента государственного управления http://dgu.novreg.ru/ в разделе «Оценка регулирующего воздействия». Контакты для обращения — в подразделе «Контакты».

Фото из открытых источников