АГНКС в Великом Новгороде вышла на проектную мощность
На прошлой неделе в Великом Новгороде официально введена в эксплуатацию автомобильная газонаполнительная компрессорная станция (АГНКС). Запуск был приурочен к работе VI Петербургского международного газового форума и проходил в режиме видеоконференции, так как одновременно по стране Газпром запускал сразу 14 таких станций. В процедуре приняли участие председатель Совета директоров ПАО «Газпром» Виктор Зубков и председатель Правления ПАО «Газпром» Алексей Миллер.
«Сегодня мы положили начало новым газомоторным коридорам на федеральных и региональных маршрутах, сделав природный газ доступным моторным топливом, — заявил Алексей Миллер. — Российский рынок газомоторного топлива имеет огромный потенциал для развития. С каждым годом таких станций будет все больше. Экономические преимущества и экологический эффект, которые дает использование природного газа на автотранспорте, очевидны».
Однако очевидность не есть синоним массовости. В настоящее время в России действуют менее 300 АГНКС и АГЗС. Станция, о которой речь идет сейчас, вторая в Новгородской области из работающих на сжатом природном газе, в чем и состоит ее принципиальное отличие от АГЗС, которые предлагают в качестве топлива газ сжиженный. Новая АГНКС расположена на пересечении Сырковского и Лужского шоссе. В опытно-экспериментальном режиме она работала более трех месяцев, но именно 4 октября было формально подтверждено, что станция вышла на проектные показатели, которые определяют ее мощность на уровне 10,5 млн. м3 в год.
В настоящее время в Новгороде более 50% пассажирских автобусов работают на сжатом природном газе. В этой связи нагрузка на первую АГНКС в Новой Деревне превышала 80% (при среднероссийском показателе — 25%).
По соглашению, которое в сентябре 2013 года подписали специализированная компания «Газпром газомоторное топливо» и Правительство Новгородской области, мы обязались планово увеличивать автопарк, использующий в качестве топлива экологичный природный газ, а компания включила регион в свои планы по развитию федеральной газозаправочной сети. До 2023 года ООО «Газпром газомоторное топливо» планирует построить на территории Новгородской области четыре АГНКС и оборудовать пятью модулями для заправки сжатым природным газом существующие АЗС.
Как известно, мы страна № 1 в мире по запасам газа, а вот по уровню использования газомоторного топлива — в конце второго десятка. Оборудованием для эксплуатации на газовом топливе в РФ оснащены приблизительно 0,1% автотранспортных средств. Как сообщили «НВ» в ООО «Газпром газомоторное топливо», в год на рынок выпускается около 8 тыс. автомобилей, использующих газомоторное топливо. А для оптимальной работы заправочных станций необходимо 25—35 тыс.
Между тем сжатый природный газ как моторное топливо уже соответствует не только стандарту Евро-4, но и более жесткому — Евро-5. Выгода от перехода на газовое топливо состоит не только в этом. Его потребление составляет 5—9 л на 100 км пробега, а стоимость в два раза ниже дизельного топлива. К тому же — это высокоэкологичное топливо.
Фото gazprom-gmt.ru.