Воскресенье, 29 декабря 2024

Редакция

Договор дороже денег

Конечно, он придёт… Он уже где-то за углом, совсем рядом...

«Садитесь, пожалуйста». — «Спасибо, я пешком постою»1

12 октября для многих новгородцев началось с опоздания на работу. Даже те, за кем прежде таких грехов не водилось, приехали в офисы позже. Виной всему был общественный транспорт. Длинных, с «гармошкой», автобусов на улицах почти не осталось, а юркие «Ютонги» и «ЛиАЗы» (на 60—70 пассажиров каждый) ходили реже обычного и едва вмещали толпы пассажиров.

Поворотный момент

«Раз, два, три... пятнадцать, — начальник охраны считал автобусы. — Вот это передаем. А там? Это наши «китайцы», они остаются...».

Картинка явно для телевизионщиков, хотя приглашали на встречу все СМИ. Но что возьмешь с этой суматошной среды, 12-го? Вроде, в ту же минуту в мэрии должен был начаться брифинг градоначальника, а не случилось. Зато перед нами внепланово предстал генеральный директор ОАО «Автобусный парк» Иван ПОСТУПАЛЕНКО.

Сказал, что выход будет найден — вопросы по лизингу будут решены в течение недели. Есть варианты покупки автобусов на замену. Прежде всего это приобретение автобусов с газовым оборудованием. По выгодной цене, поскольку существует государственная программа компенсации отечественному производителю немалой части затрат.

Стал говорить о новом расписании, о том, как его довести до горожан, чтобы оно всем было доступно... А автобусы?

— Почему нет? — переспрашивал гендиректор. И сожалел: — Если бы они («Питеравто». — В.Д.) хотя бы за неделю сообщили. А то приехали поздно вечером и вручили письмо, что, грубо говоря, наутро...

На предприятие вызвали из дому специалистов. Сидели до часу ночи — колдовали над маршрутами.

По мнению Ивана Поступаленко, «Питеравто» намеренно создал такую ситуацию, возможно, в надежде, что новгородские транспортники дрогнут и выкинут белый флаг, согласившись на его, владельца автобусов, условия. Но Новгород, изыскав резервы и уплотнившись, поехал дальше. И повёз.

— Вся проблема в том, что Питер проиграл арбитраж по дополнительному соглашению, — рассказывал директор. — Они хотели, чтобы мы ежемесячно доплачивали им еще 4 миллиона 900 тысяч. Так и не представив расчета, за что.

Теоретически у нас была возможность задать этот вопрос представителю «Питеравто» — он как раз принимал автобусы, готовя массовый пустой «автопобег» в Северную столицу.

— Без комментариев, — не обернувшись, на бегу бросил представитель.

— Вообще, у Юрия Ивановича спрашивать надо, как возник дивный договор, по которому мы платили бешеные деньги, — посоветовала начальник отдела по связям с общественностью ОАО «Автобусный парк», депутат Думы Великого Новгорода Елена МИХАЙЛОВА. — И в тот день, когда арендодатель пожелает, согласно тому же договору должны вернуть автобусы в указанную им точку. Хорошо хоть не на Австралию указали.

В диспетчерской застал нескольких водителей. Шутить не шутили — в резерв же попали. На 200 рэ в день. Но и не паниковали: «Не оставят же город без автобусов!». А их — без работы.

Договор как удавка

Примерно то же самое говорил накануне руководитель департамента транспорта и дорожного хозяйства Новгородской области Александр ТАРАСОВ. Он на брифинге, во-первых, напомнил, что в 2011 году, когда мэрия Великого Новгорода заключила с арендодателем (транспортная компания «Питеравто») трехлетний договор на крайне невыгодных условиях, ОАО «Автобусный парк» еще не перешел в областное подчинение. По тому договору мы за аренду 92 автобусов платили по 5 млн. рублей в месяц.

Когда срок договора закончился, стороны подписали дополнительное соглашение. На тех же условиях. Позже, когда «Автобусный парк» отошел области, новое руководство захотело изменить соглашение и платить только 2 млн. рублей в месяц, но понимания со стороны «Питеравто» не нашло.

Начались суды, прекратились выплаты (с начала 2015 года). В итоге допсоглашение было признано ничтожным, а «Питеравто» решило забрать свои автобусы. Весть об этом дошла до «Автопарка» вечером 7 октября.

Первоначально стороны вроде бы договорились о графике возврата. Но 11 октября собственник заявил, что запрещает эксплуатировать те свои автобусы, что еще остаются в Новгороде. В автопарке к такому повороту дел не были готовы. Удержало ситуацию от катастрофы то, что два других перевозчика, работающих в Новгороде, пустили на маршруты свои автобусы.

— Они готовы в этом формате работать столько, сколько будет необходимо, — заверил Александр Тарасов. — Мы составили график по срокам замены маршрутов, чтобы не пострадало население и чтобы автобусный парк мог благополучно отдать арендованные автобусы, а на их место в лизинг получить новые, уже выделено 40 млн. рублей.

Первую партию планируют лизинговать к концу октября. Автобусный парк ведет переговоры сразу с тремя компаниями. Возможно, мы получим 17 длинных «ЛиАЗов», за которые автопарк рассчитается в течение пяти лет. При таком раскладе платить придется 3 млн. рублей в месяц — немалые деньги. Плюс же в том, что, как только пройдет последний платеж, автобусы станут собственностью новгородского предприятия.

А пока новгородцам остается привыкать к тому, что на ключевых маршрутах вместо длинных «гармошек» появились маломестные «Ютонги». Ну, как маломестные? Принять они могут 22 пассажира на сидячие места, а общая наполняемость — 60—70 человек. Следует признать: воспринятые с недоверием слова руководителя транспортного департамента, что «ситуация под контролем», оправдываются. Изменения в графике движения минимальные, заметные только самым нетерпеливым пассажирам. Нет предпосылок, что вернется ситуация «часа пик». Бывает тесновато в салонах, но это, так сказать, особые случаи. Корреспонденты «НВ» получили 14 октября задание добираться до работы утром на «четверках» и «девятнадцатых». Все пятеро садились в автобусы в промежутке с 7.30. до 8.00. Все наблюдали свободные сидячие места в салонах.

А кто-то паниковал: «Коллапс!». Надо знать, что значит это слово: разрушение инфраструктуры (в нашем случае) под влиянием системного кризиса. Хотя... Если оглянуться лет на пять назад, предпосылки-то действительно закладывались...

Загнать в долги и продать

Напомним хронологию событий в очень сжатом виде.

20 мая 2014 года. Совместное заседание нескольких постоянных комиссий Думы Великого Новгорода. Обсуждали отчёт городской Контрольно-счетной палаты о результатах проверки финансово-хозяйственной деятельности МУП Пассажирского автотранспорта-2, которое на тот день уже трансформировалось в ОАО «Автобусный парк».

Председатель КСП сообщил, что за 2011—2013 годы основная деятельность предприятия принесла убыток порядка 100 млн. рублей, что ведет к банкротству предприятия. По словам гендиректора ОАО Дмитрия ВЕРКИНА, затраты выросли, потому что руководство старалось «создать хорошие условия труда для сотрудников»2. Встал вопрос и о 92 автобусах, арендованных у ТК «Питеравто» до 31 декабря. А дальше? Продление договора на тех же условиях — непосильный груз для городской казны.

21 августа 2014 года на заседании думской комиссии по экономике председатель комитета финансов горадминистрации Елена МЕДЕЕВА сообщила, что задолженность города по судебным решениям о капремонте жилья составляет 338 млн. рублей. Чтобы ее погасить, мэрия предлагает продать акции ОАО «Автобусный парк». Вице-мэр Павел МОРОЗОВ оценил имущество ОАО в 350 млн. рублей3. В противовес была актуализирована идея о безвозмездной передаче 100% акций ОАО «Автобусный парк» в собственность Новгородской области.

14 ноября идею обсудили на заседании совместных комиссий депутаты городской думы. «Парламентарии обеспокоены тем, что договор аренды с компанией-перевозчиком ООО «Питеравто» заканчивается 31 декабря текущего года, и город может остаться практически без транспортных перевозок», сообщили по итогам дебатов в пресс-службе думы.

15 ноября Дума Великого Новгорода большинством голосов разрешила передачу 100% акций автобусного парка правительству региона. Мэр Юрий Бобрышев наложил вето на это решение, но дума не стала его преодолевать, изменив редакцию положения.

20 января 2015 года мэрия обратилась в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании недействительным решения Думы Великого Новгорода. Суд признал его правомерным...

А дальше было то, что было на прошлой неделе. ТК «Питеравто» — крупнейший игрок на транспортном рынке Северо-Запада — не стала миндальничать с новгородцами и внезапно наложила запрет на эксплуатацию арендованных автобусов. Пусть половина из них автобусным парком не использовалась, но и полсотни, что ежедневно выходили на маршруты, — это знатная доля...

Прецедентов нет. И не надо

А ведь как всё начиналось? С вранья...

«Беспрецедентную по своим масштабам программу обновления пассажирского транспорта обсуждали сегодня в Великом Новгороде. За полгода здесь заменен каждый второй автобус — без малого сто машин, — писали пиарщики «Питеравто» 6 июня 2012 года. — Как говорят специалисты, в России это один из первых крупных и успешных проектов государственно-частного партнерства в сфере общественного транспорта».

И впаривали нам подержанные автобусы, используя запущенность транспортной проблемы в Новгороде и беспомощность городского руководства. Для этого создавались фирмы-посредники типа «ПАТП Великий Новгород», которыми руководит один и тот же человек — директор регионального развития ТК «Питеравто» Леонид Паскипарт. По существу к автотранспорту это ПАТП имеет опосредованное отношение. Во всяком случае, в списке городских перевозчиков оно не значится. Его забота — следить за арендными платежами и ситуацией на транспортном рынке.

Возможно, им показалось, что Новгород взят. И основные силы были брошены в... Вологду. Вологодская областная газета «Премьер» сообщала 4 октября: «Дочерняя фирма компании «Питеравто», участвовавшая в конкурсах на обслуживание городских маршрутов, стала арендатором ПАТП-1. «Компания «Авто-Экспресс-4» арендовала часть территории предприятия, завезла туда 18 автобусов и начала обслуживание межрайонных рейсов». В город пока не пустили, но плацдарм отвоеван.
Ах, вы же не знаете! «Авто-Экспресс-4» — это новгородская компания. Генеральный директор — Леонид Паскипарт. Прописана — там же, где «ПАТП Великий Новгород» и еще полтора десятка транспортных фирм — по ул. Студенческой, 31. Среди учредителей — Виктор Геннадьевич Александров, известный в Новгороде специалист.

Но это уже другая история...

Василий ДУБОВСКИЙ,
Ольга ЛИХАНОВА,
Геннадий РЯВКИН

Фото из архива «НВ»


__________________________
1. Фраза из фильма «Мимино».
2. Вскоре г-н Веркин отправится в отставку. А ему вслед, как водится, понесутся обвинения: «С 2012 года предприятие получило 300 миллионов рублей: федеральный центр вернул выпадающие доходы-компенсацию за перевозку льготников аж с 2008 года... Однако вся эта сумма была потрачена на обустройство на территории предприятия сауны, музыкального туалета, неграмотно починенную крышу, предоплату невыполненного ремонта полов в ремзоне и проч.» (Из заявления ОАО «Автобусный парк» от 13 января 2016 года).
3. С учетом условий, на которых ОАО «Автобусный парк» арендовало подвижной состав у «Питеравто», и того, что арендованные автобусы составляли практически 2/3 парка предприятия, продать его по стоимости, обозначенной вице-мэром, было невозможно. Зато продажа по бросовой цене вела бы к разрыву договора и действительно транспортному коллапсу. Никакой частник не станет выполнять социальные обязательства себе в убыток. А ведь ОАО «Автобусный парк» осуществлял(-ет) около 60% пассажирских перевозок в Великом Новгороде.