Среда, 17 июля 2024

Редакция

Плати и катись

В Великом Новгороде начался эксперимент с валидаторами

Пассажиры четырех новгородских автобусов больше не смогут получать счастливые билетики. С 17 ноября на маршрутах № 4, 6, 16 и 19 появились валидаторы. По крайней мере так их называют в автобусном парке. По сути, они больше похожи на кассовые аппараты: пассажир по старинке отдает кондуктору 22 рубля, тот активирует свою карту оплаты, валидатор печатает на термоленте билет, больше похожий на чек. Его и забирает пассажир.

Валидаторы появились в городских автобусах благодаря сотрудничеству «Автопарка» с московским предприятием «Удобный маршрут». Пока что — в рамках эксперимента, который продлится месяц. Все это время платить за использование валидаторов не придется. Вообще же, у этого сервиса есть своя цена. Сам аппарат стоит порядка 35 тыс. рублей, одна катушка термоленты — от 16 до 25 рублей, а таких на каждую смену нужно две-три, в зависимости от маршрута. В целом, если валидаторы у нас приживутся, для «Автобусного парка» они станут заметной статьей расходов. Но будет ли от этого толк?

— Для новгородских транспортников, как мы поняли, целью валидации является не столько рост прозрачности работы по сбору выручки от продажи билетов, сколько возможность проанализировать количество проданных билетов за смену в разрезе временных интервалов, — пояснил Владимир ПИСКУС, проектный менеджер ООО «Удобный маршрут».

Проще говоря, выгода от валидаторов в том, что транспортники будут видеть, в какое время суток автобусы перегружены, и смогут выпускать на маршрут дополнительные машины. Но это можно приблизительно понять и без хитрого прибора: автобусы битком набиты утром, перед началом рабочего дня, и вечером, когда все едут домой. А вот с подсчетом пассажиров разных категорий валидаторы вряд ли помогут. Сколько среди тех, кто ездит на автобусе, льготников, сколько людей с проездными — это прибор не покажет.

Так что же, валидаторы в принципе бесполезны? Вовсе нет. Михаил СМИРНОВ раньше работал кондуктором в Новгороде, а теперь занимает ту же должность в питерском ГУП «Горэлектротранс». Он убежден: от валидаторов есть толк. Правда, не от таких, как в Новгороде.

— Система, которую ввели в моем родном городе, уже устарела, — говорит Михаил Смирнов. — С этим валидатором кондуктору нужно писать, сколько человек он обслужил. Есть валидаторы, которые автоматически считывают информацию. В Санкт-Петербурге именно такая система. Там продаются проездные на определенное число поездок, и они действительны в любом транспорте, включая автобусы, троллейбусы, метро, маршрутки. Пассажир, пользуясь этим проездным, каждый раз видит, сколько поездок ему доступно, а мы видим, сколько за день было людей с социальными билетами, сколько — с коммерческими.

Теоретически такую систему можно внедрить и в Новгороде. Правда, для этого нужно, чтобы все городские перевозчики согласились с новыми правилами работы и потратились на покупку валидаторов. Иначе затея не имеет смысла: купит, допустим, пассажир новый проездной — а его в половине автобусов не принимают. Но в готовность перевозчиков массово перейти на новую схему действий пока что не верится.

Может быть, «Автобусный парк», поработав месяц с валидаторами, признает систему неэффективной и откажется от нее. Собственно, при таких исходных данных эффективности ждать и не стоит. Недоброжелательные комментаторы в Интернете уже вывели собственную теорию заговора: мол, предприятие затеяло эксперимент именно для того, чтобы он провалился и о внедрении в Новгороде валидаторов забыли. Не спешу соглашаться с ними, но стоит признать: пользы от валидаторов в их нынешнем виде и впрямь немного.

Фото Фархада Юсупова