На вопросы «НВ» отвечает вице-губернатор Александр БОЙЦОВ
— Александр Сергеевич, прежде чем перейти к вопросам, которые сегодня волнуют тысячи рыбаков, хочу спросить: вы увлекаетесь рыбалкой?
— Когда удается выкроить время, люблю посидеть с удочкой, побросать спиннинг. К рыбалке летней и зимней пристрастился с малых лет, все ее тонкости мне знакомы. Большими уловами не могу похвастаться, но на уху и на сковороду всегда налавливал.
— Стало быть, вам понятны сегодняшние призывы отдельных рыбаков-любителей ограничить промысловый лов рыбы на Ильмене?
— Вы имеете в виду последние митинги в Новгороде? На одном я был. Что сказать? Хорошо, что у нас есть энергичные, инициативные люди, которым не безразлично, что происходит кругом. В данном случае — состояние рыбных запасов в нашем главном водоеме, в Ильмене. Этот вопрос волнует и губернатора, и членов правительства. Сергей Герасимович часто выезжает на озеро, встречается с рыбаками, чтобы держать руку на пульсе событий и знать, что необходимо сегодня или завтра, образно говоря, для выполнения планов по вылову рыбы. Промысел на Ильмене — это работа многих коллективов, их и их семей — благополучие. К тому же наша любимая рыба: лещ, щука, судак — должна быть на столе новгородцев. И при этом важно, чтобы рыбак-любитель, закинув удочку, мог поймать плотву, окуня или подлещика.
Состоянию рыбных запасов уделяется такое внимание не потому, что рыбаки собрались на митинг. Государственный НИИ озерного и речного хозяйства (ГосНИИОРХ) на основе исследований, проведенных на озере Ильмень, рекомендует нам сокращать объем вылова рыбы в нем. Если в 2015 году предлагалось добыть 2586 тонн, то нынче — 2281 тонну, на следующий год прогноз еще меньше. Не может не вызывать тревогу, что рекомендуется уменьшить вылов таких ценных видов рыб, как судак, лещ и щука.
— Бытует мнение, что рыбы в Ильмене становится меньше, потому что в период весеннего нереста используется мережный лов. Как вы относитесь к предложению о его запрете?
— В последнее время я встречался со многими ветеранами, добывавшими рыбу промышленными орудиями лова на Ильмене по 50–60 лет, и они в один голос заявляли, что мережи весной постоянно выставлялись на озере, но только не в местах нереста леща, щуки, судака, а там, где мелкий частик: плотва, синец, густера, окунь, сопа. Такую рыбу необходимо вылавливать, так как она своим количеством подрывает кормовую базу ценных пород рыб.
— Что же влияет на уменьшение рыбных запасов в Ильмене?
— Сегодня это выясняют ученые и специалисты. Надеюсь, скоро дадут свое заключение, но мне кажется, и этого мнения придерживаются многие рыбаки, что основная причина — в прохождении весеннего нереста. Посмотрите, в последние годы уровень воды в Ильмене на полтора-два метра ниже средних многолетних показателей, традиционные нерестилища остаются без воды, и косяки устремляются в реки. Но и они были мелководными, в результате значительная часть икры погибала. Я это видел на кустах и траве, и до сих пор у меня сердце кровью обливается.
— А тут еще китайскими сетями стали речки перегораживать...
— Рыбоохрана в меру своих сил и возможностей борется с браконьерами, но давайте реально оценивать ситуацию: на каждую речку длиной 8–10 километров и на разливы, которых сотни образуется на Ильмене, требуются десятки инспекторов рыбоохраны. Им там нужно постоянно находиться. Как это обеспечить? Ряд рыбаков-любителей обратились ко мне с предложением создать на период нереста народные дружины, которые бы с инспекторами рыбоохраны не давали жизни браконьерам. Думаю, что это предложение заслуживает изучения. Хотя в рыбоохране есть общественные инспекторы, но результативной работой они о себе пока не заявили.
— Какие же меры правительство области предпринимает в свете предложений, поступивших от рыбаков-любителей?
— Правительство внимательно изучило предложение рыбаков-любителей и предлагает весной в местах нереста щуки, леща и судака ввести полный запрет мережного лова. Наши предложения изучаются и будут рассмотрены в ГосНИИОРХ, оттуда рекомендации поступят в Федеральное агентство по рыболовству для внесения изменений в правила рыболовства.
— Не могу не спросить, как реализуются обращения наших рыбаков к Президенту России Владимиру Путину и премьер-министру Дмитрию Медведеву во время встречи в начале сентября на озере Ильмень?
— Поручения, которые дал Президент Правительству РФ, Минсельхозу страны, выполняются. Мы получили подтверждение, что уже в следующем году Федеральное агентство по рыболовству получит 80 млн. рублей, на которые будут сделаны обоснование и проектно-сметная документация на очистку рек, впадающих в Ильмень, от песчаных наносов и начнутся работы. Такая же сумма предусмотрена на финансирование этих работ и в последующие годы. ГосНИИОРХ подбирает судно для Новгородского отделения, на котором смогут выполняться научно-исследовательские работы на Ильмене. Мы недавно связывались с ГосНИИОРХ, и нас заверили, что к весне такое судно к нам поступит. В области приобретена специальная косилка для уборки водной растительности на реках и озерах. Идет укрепление отдела рыбоохраны: его штат пополнился четырьмя новыми инспекторами, они будут обеспечены необходимой техникой. Все эти меры позволят сохранять и приумножать рыбные запасы в Ильмене.
— Можно надеяться на то, что работа этого отдела окажется более результативной?
— Да, хотя и сейчас рыбоохрана делает немало. С начала года на водоемах области выявлено более 900 нарушений правил рыболовства. По 22 фактам браконьерства возбуждены уголовные дела, на браконьеров наложено 4 млн. рублей штрафов, почти на ту же сумму им предъявлены иски за причиненный ущерб.
Фото Василия Пилявского