Воскресенье, 24 ноября 2024

Редакция

На неполную катушку

ОАО «Автобусный парк» объявило об успешном завершении бесполезного эксперимента

На сайте главного пассажирского автоперевозчика в областном центре официально объявлено: «Эксперимент с валидаторами в Великом Новгороде завершился». Так называемый эксперимент, как следует из сообщения, датированного 12 января, проводился «в течение месяца» (с 17 ноября) и заключался в том, что целый месяц «кондукторы четырех машин «Автобусного парка» носили не катушку с билетами, а аппарат под названием «валидатор». Еще почти месяц организаторам «эксперимента» потребовался, чтобы прийти к выводу: «ноу-хау использовалось не в полную силу». Но «опыт признан положительным».

Как сказал заместитель гендиректора «Автобусного парка» Владимир Кондратьев, «мы хотели просто проверить работоспособность самого прибора. Практика показала, что прибор работает нормально». Генеральный директор Иван Поступаленко выразился еще смешнее: «Прогресс не остановить, и лучше начинать двигаться навстречу ему уже сейчас».

Г-ну Поступаленко, видно, невдомек, что идти навстречу прогрессу значит идти назад. И тут главное — не разминуться с прогрессом, а то пойдем и пойдем, проверяя «работоспособность прибора» и свою заодно. Куда придем? Чуйка подсказывает: туда, откуда вышли.

Впрочем, если принять слова г-на Кондратьева о «хотели просто проверить» за шутку, ведь проверить способность прибора работать можно было и при его получении, цели эксперимента становятся абсолютно призрачными. Какой пассажиропоток могли измерить четверо(!) кондукторов? Кому нужно было доказывать эффективность и целесообразность применения валидаторов? Кто не знал, что только при повсеместном их внедрении может быть достигнут экономический эффект?

Если в ОАО эти вопросы руководству показались сложными, достаточно было бы заглянуть в Википедию. Там есть популярные объяснения и список публикаций по теме. Ибо валидаризация России продолжается уже полтора десятка лет, и всем заинтересованным сторонам понятно, что движителем ее является отнюдь не кондуктор автобуса, а внедрение электронных проездных билетов и системы контроля их использования.

Хотя дело тут даже не в пластиковых магнитных картах. Это всего лишь вариант. Например, в Германии мне приходилось пользоваться четырех- или шестиразовыми проездными билетами. Обыкновенно бумажными. Их стоимость примерно на 20–25% ниже, когда бы я платил за проезд каждый раз отдельно. А манипулировать билетом очень просто: вставляешь в валидатор, и автомат пробивает на нем дату и время поездки. Если подойдет контролер, то легко сверит дату покупки билета и количество совершенных поездок. Каково тут присутствие ноу-хау и техпрогресса, судить не берусь. Но очень похоже на практику из детства, когда в автобусах были компостеры.

Нужен ли кому-то мой личный опыт? Вряд ли. Ведь широкомасштабный эксперимент признан удачным и без меня. Что дальше? Невольно вспоминаешь Гамлета: «Дальнейшее — молчание» (The rest is silence). Поскольку «все городские перевозчики должны бы единовременно реализовывать подобные инфраструктурные изменения на транспорте, готовность к чему пока не очевидна». Это не из Гамлета уже, опять — из Поступаленко.

Да и ладно! Главное: «Людей обучили, показали всё». Всё всем четверым...

А что думаете вы?

Департамент транспорта и дорожного хозяйства проводит изучение общественного мнения об организации транспортного обслуживания в регионе. До 20 февраля анкету можно заполнить в электронной форме на сайте департамента http://ksip53.ru/anketirovanie.html или прислать отсканированную копию анкеты на электронный адрес novkomtrans@bk.ru или оригинал анкеты в адрес департамента: г. Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д.1.