Из доклада «Оценка уровня социально-экономического развития муниципальных образований Новгородской области» (ИПП)
23 января петербургский «Институт проблем предпринимательства» (ИПП) представил мэрии свой доклад о социально-экономическом развитии Великого Новгорода. Материалы вызвали живую дискуссию, поскольку в отчете содержался ряд критических оценок в отношении вопросов, находящихся в ее непосредственном ведении. Ниже мы публикуем фрагменты из 152-страничного исследования. Полная версия находится по адресу: econominv.novreg.ru/info/ipp.
Добавим, для подготовки доклада использовались данные за 2015 год и девять месяцев 2016 года. Внимательные читатели наверняка заметят расхождение с днем сегодняшним.
Вступление
Великий Новгород занимает ведущую позицию в экономическом потенциале Новгородской области: в городе формируется около 80% прибыли предприятий региона, производится 60% промышленной продукции. При этом вклад экономики Великого Новгорода в ВРП с 2012 г. снизился на 6,5 процентных пунктов и составляет 62,8%.
Наименьший вклад в социально-экономическое развитие Новгородской области Великий Новгород вносит в части осуществления строительства (всего 14,1%) и ввода в действие жилых домов (41,1%), что является очень низкими показателями с учетом значимости города как административного центра Новгородской области.
На 1 октября 2016 года на территории Великого Новгорода было зарегистрировано 9,4 тыс. организаций, что составляет 97,1% к аналогичному периоду предыдущего года. Это свидетельствует об ухудшении экономической ситуации в городском округе.
В Великом Новгороде в 2015 году реализовалось 20% от общего числа инвестиционных проектов в Новгородской области. По состоянию на 2016 год в Великом Новгороде в стадии реализации находятся шесть инвестиционных проектов, при этом два крупных (с объемом инвестиций более 1,5 млрд. рублей).
Население и трудовые ресурсы
На 1 января 2016 года численность постоянного населения Великого Новгорода составляла 221 868 человек. Среднегодовая численность работников организаций в 2015 году составляла 74,1 тыс. человек, что на 7% ниже уровня 2013 года. При этом численность безработных в 2016 году выросла на 10% к уровню 2013 года. Численность не занятых в экономике в расчете на 1 вакансию выросла в 4 раза — с 0,4 в 2013 году до 1,6 в 2016 году, что свидетельствует о нарастании напряженности на рынке труда.
Сокращение численности работников организаций сопровождалось ростом среднемесячной начисленной заработной платы в Великом Новгороде. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в 2015 году составляла 32 376,6 рубля, средний темп прироста заработной платы за последние 5 лет составлял 9,5% ежегодно, за последние 3 года (с 2013) — 6,9%. Замедление темпов роста заработной платы, рост с темпом ниже индекса потребительских цен обусловливает сокращение реальных доходов населения, которые в 2015 году снизились по отношению к уровню 2013 года на 12%. При этом стоимость условного (минимального) набора продуктов питания в расчете на человека в 2013—2016 гг. выросла на 30%.
Строительство
Темп роста ввода жилья в Великом Новгороде по итогам 2015 года (110,9%) уступал таким городам-аналогам, как Петрозаводск — 131,9%, Калуга — 117%. За последние три года в городе построено 412,6 тыс. кв. м жилья при плановом задании 488,1 тыс. кв. м, что составляет 84,5% от плана. Ввод в действие жилья в расчете на душу населения в 2015 г. составил 0,67 кв. м.
Одновременно с сохраняющимися отдельными позитивными трендами в строительстве жилья отмечается тенденция сокращения среднесписочного числа работников в отрасли — на 2100 человек к 2015-му от уровня 2013 года.
Общая площадь ветхого жилого фонда в среднем за период с 2010 по 2015 г. составляла 6,9 тыс. квадратных метров, или 0,14% от общей площади жилого фонда. В Новгородской области этот показатель колебался от 3,7% в 2012 году до 1,5% в 2015 году.
Общая площадь жилых помещений, приходящихся в среднем на одного жителя, в Великом Новгороде уступает среднему значению по области. В среднем за 2012—2015 гг. отставание Великого Новгорода составило 22,9%.
Число семей (включая одиноких), получивших жилые помещения и улучшивших жилищные условия за 2013—2015 гг., составило в сумме 570 из 19 тыс. стоящих на учете в качестве нуждающихся. В 2015 году с учетом средств социальных выплат улучшили свои жилищные условия 23 молодые семьи и 9 многодетных семей Великого Новгорода.
Великий Новгород имеет недопустимо низкие показатели в части доли населения, получившего жилые помещения в отчетном году. Это указывает на низкую эффективность работы с жилым фондом, требующим расселения или капитального ремонта.
Транспорт
В 2015 году городским общественным транспортом в Великом Новгороде было перевезено 46,6 млн. пассажиров. При этом за последние 15 лет пассажиропоток сократился в 3,2 раза. Количество подвижного состава в 2015 году составляло 256 единиц.
Количество автомобилей на 1000 жителей выросло в Новгороде с 216 единиц в 2010 году до 294 в 2015 году, т. е. на 38%. По данному показателю Великий Новгород приближается к Санкт-Петербургу.
К трехкратному падению пассажиропотока общественного транспорта привело влияние следующих факторов:
— отсутствие стратегической позиции городских властей по перспективному развитию городского транспорта, развитию сети маршрутов, своевременной реновации подвижного состава, повышению комфортности перевозок, привлечению частных операторов и др.;
— многочисленные экономические конфликты вокруг ключевых предприятий-перевозчиков, связанные со злоупотреблениями руководства предприятий в части применения лизинга и аренды подвижного состава;
— реорганизации предприятий со слиянием и разделением, передачей имущественного комплекса в областное ведение и др., как результат: фокус деятельности предприятий находился в сфере сохранения их как таковых, а не на качественном обслуживании пассажиров;
— отсутствие качественного операционного управления деятельностью муниципальных предприятий.
Следствием действия перечисленных факторов стало снижение качества перевозок. Население инвестировало в рост автомобилизации, уровень которой угрожает в будущем транспортным коллапсом города в часы пик.
Дороги
Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, по состоянию на 2015 год составляет около 40%. В 2014—2016 гг. увеличивался объем ремонта дорожного полотна: с 103 тыс. кв. м в 2013-м до 170 тыс. в 2016 году. Несмотря на это, с 2013 по 2016 год ситуация фактически не изменилась.
По данным Думы Великого Новгорода, в 2014 году норматив по ремонту автодорог выполнялся только на 28%. При этом городу предоставлялись значительные субсидии из регионального бюджета, существенно превышающие удельный размер субсидии на километр дорог для других муниципалитетов. По состоянию на 2015 год удовлетворенность населения деятельностью органов местного самоуправления города в части качества автомобильных дорог находится на катастрофическом уровне — 18,3% (средний по Новгородской области — 29,6%).
Туризм
Численность лиц, размещенных в коллективных средствах размещения в Великом Новгороде, в 2015 году составляла 174,2 тыс. человек. Доля числа туристов в Новгороде в общем количестве туристов в Новгородской области составляет в среднем за период с 2013 по 2015 г. 55%, в том числе иностранных туристов — 90%.
Длительная и насыщенная история, большое количество памятников архитектуры, истории, объектов культурного наследия являются фактором, обеспечивающим туристическую привлекательность города. При создании условий для развития индустрии туризма это могло бы стать одной из городских специализаций во всероссийском масштабе. Однако количество туристов и экскурсантов существенно ниже, чем в таких городах, как Переславль-Залесский (300 тыс. человек), Великий Устюг (390 тыс. человек), Ростов Великий (500 тыс. человек).
Следует отметить, что потенциал Великого Новгорода не реализуется в полной мере. Туристическая и рекреационная деятельность представлена в основном в культурно-познавательной сфере. Для развития данной отрасли необходимо разнообразить спектр услуг. Одним из барьеров можно назвать слабо развитую развлекательную индустрию: на территории города находится два кинотеатра, три развлекательных центра и один ночной клуб.
Заключение
Таким образом, настоящим исследованием подтверждается, что в Великом Новгороде по целому ряду ключевых направлений городского хозяйства, непосредственным образом влияющих на социально-экономическое развитие и качество жизни населения, администрацией городского округа в период 2013—2016 гг. фактически не исполнялись обязанности в рамках своих полномочий или исполнялись с очень низкой эффективностью.
Нарушения исполнения полномочий зафиксированы в результатах проверок следственных органов, прокуратуры, Контрольно-счетной палаты Великого Новгорода и др. органов.
Для целей настоящего исследования был рассмотрен также показатель удовлетворенности населения деятельностью органов местного самоуправления. Необходимо отметить существенные различия данных, опубликованных Правительством Новгородской области, с данными ежегодного доклада мэра «О социально-экономическом развитии Великого Новгорода». В докладах мэра значения являются завышенными относительно данных Правительства Новгородской области (от 19% до 60%), особенно по итогам 2015 года, в котором произошла попытка импичмента мэра и имелись объективные признаки ухудшения экономической ситуации. По данным Правительства Новгородской области, начиная с 2014 года уровень удовлетворенности населения Великого Новгорода уступал средним показателям по области от 0,6% до 8,1%.
При сравнении результатов опросов населения по Великому Новгороду с усредненными показателями районов с высоким уровнем вклада в областной ВРП выявлено существенное отставание города в удовлетворенности населения деятельностью органов местного самоуправления. В указанных районах удовлетворенность на 7,5—15,3 процентных пункта выше, чем в Великом Новгороде.
Фото из архива "НВ"