Воскресенье, 24 ноября 2024

Редакция

Перезагрузка & переоценка

Евгений Богданов о том, что происходит сейчас с экономикой региона

В национальном рейтинге инвестиционной привлекательности АСИ наша область заняла 65-е место. Задача-максимум — не просто подняться на пару ступенек выше, а догнать самые сильные регионы. Как этого добиться, рассказывает руководитель департамента экономического развития Новгородской области Евгений БОГДАНОВ.

— Евгений Владимирович, правительство региона разрабатывает сейчас стратегию экономического роста. Какая роль в ней будет отведена вашему департаменту?

— У департамента есть четыре основных направления работы. Первое — это инвестиционная деятельность региона, второе — развитие малого и среднего предпринимательства, третье — развитие промышленности и четвертое — мониторинг социально-экономического развития. Без него никуда. Анализ статистических данных позволяет понять, где мы были некоторое время назад, куда теперь движемся, какова динамика основных экономических показателей.

Если говорить о промышленном производстве, его доля в ВРП составляет более 35%, поэтому оно очень важно для развития экономики. Сейчас нам нужно, во-первых, понять, какие в этой отрасли есть точки роста, и во-вторых, подключить новгородские предприятия ко всем мерам поддержки, которые существуют на федеральном уровне. Это и различные программы субсидирования, и помощь со стороны Фонда развития промышленности. Последнее особенно важно, потому что предприятия могут получить кредиты на модернизацию своего производства под 5% годовых.

— Сегодня одна из основных проблем промышленности — это производительность труда. Вы согласны?

— Да, конечно. Она напрямую связана с модернизацией. Чтобы работать эффективнее, компаниям надо развивать производство, но денег на это зачастую не хватает, а получить кредит в банке сложно. Поэтому мы и должны вовлекать предприятия в работу с институтами развития промышленности.

— А что с привлечением инвестиций? В рейтинге инвестиционной привлекательности мы не очень хороши...

— Это по итогам 2015 года. О том, как мы сработали в 2016 году, станет известно в мае-июне. Рейтинг составлялся на основании опроса предпринимателей, и проблема в большей степени заключается в том, как они воспринимают состояние инвестиционного климата. Сейчас, общаясь с ними, я замечаю, что многие возлагают большие надежды на врио губернатора Андрея Сергеевича Никитина. Он длительное время работал в Агентстве стратегических инициатив, которое и организовывало работу по улучшению инвестиционного климата. Поэтому предприниматели надеются на перемены к лучшему, на создание благоприятных условий для бизнеса.

— Если говорить о малом бизнесе, надежды предпринимателей на лучшее обоснованны?

— У нас всегда была программа развития малого и среднего предпринимательства. В отличие от программы развития промышленности, которая не имеет денежного подкрепления, для поддержки предпринимателей у нас есть финансовые инструменты. Наверное, самый важный из них — это микрофинансирование. Его осуществляет Новгородский Фонд поддержки малого предпринимательства. Сейчас выстроилась очередь на получение денег, и мы выделим фонду дополнительно 18 млн. рублей. Также в этом году будем внедрять 12 целевых моделей по улучшению инвестиционного климата, разработанных АСИ. Одна из наиболее важных как раз касается поддержки малого и среднего бизнеса. Мы плотно работаем с Федеральной корпорацией по развитию малого и среднего предпринимательства, участвуем в ее программах.

— Например?

— Например, маркетинговый навигатор, который уже работает. С его помощью предприниматели могут узнать, какой бизнес лучше открыть в Новгороде, какие ресурсы им готовы предоставить. Также работают программы обучения, скажем, «Молодежная школа предпринимательства» и «Мама-предприниматель». Мы видим, что они востребованы. В прошлом году был создан Центр инноваций социальной сферы. Пока социальное предпринимательство на территории нашей области находится в зачаточном состоянии, но это перспективное направление развития бизнеса, поэтому важно объяснить людям, как работать в этой сфере.

— Вы упомянули целевые модели по улучшению инвестиционного климата. Можете рассказать о них подробнее?

— Эти целевые модели основаны на Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата. Они показывают лучший результат субъектов РФ, к которому нужно стремиться. Каждая модель соответствует одному направлению нашей работы. Это и контрольно-надзорная деятельность, и взаимодействие с инфраструктурными организациями, и постановка на кадастровый учет. Работа по целевым моделям строго контролируется.

Есть специальная система Region-ID, куда вносятся исходные параметры, с которых мы стартовали, и достигнутые результаты. Регулярно мы смотрим, насколько удалось продвинуться. По каждой целевой модели нам есть над чем работать, но наиболее сложной я бы назвал модель по малому и среднему предпринимательству. Она самая обширная и содержит спорные моменты, например, перераспределение доходов, полученных по упрощенной системе налогообложения, из регионального бюджета в муниципальные. Сейчас доходы по этой системе исчисляются сотнями миллионов рублей, и, конечно, возникает вопрос о выпадающих доходах регионального бюджета. Мы пока думаем, каким образом работать в этой ситуации.

— В феврале было объявлено, что на базе вашего департамента появится проектный офис. Он начал работу?

— Да, теперь все занимаемые инициативы мы реализуем посредством проектного управления. Цель в том, чтобы подходить к решению задач комплексно, организовывать межведомственное взаимодействие на одной площадке и совместно вырабатывать направление движения. Сейчас в рамках проектного управления мы работаем над реализацией целевых моделей, о которых я сказал. По каждой из моделей созданы рабочие группы, и в них входят представители бизнеса. Прежде всего реализация целевых моделей направлена на улучшение инвестиционного климата, и предприниматели должны сами говорить, что им нужно. Кроме того, в основных департаментах существуют ведомственные проектные офисы. Департамент образования работает над созданием детского технопарка «Кванториум», и это рассматривается как проект, под который создан офис.

— Но ведь недостаточно просто создать технопарк. Надо, чтобы дети, которые там будут заниматься, потом могли найти работу в Новгороде, а не уезжали в Москву или Санкт-Петербург.

— Естественно, мы заинтересованы, чтобы у нас появлялось как можно больше высокотехнологичных инновационных предприятий. В идеале необходимо стремиться к тому, чтоб дети, занимающиеся в «Кванториуме», скажем, робототехникой, потом смогли перейти в технопарк или бизнес-инкубатор и создать свое дело. Чтобы это стало возможным, мы сейчас работаем с Ассоциацией индустриальных парков. Поначалу появится, возможно, один технопарк при «Кванториуме». Затем такие парки могут начать работу в других городах области. Здесь нужна инициатива и муниципальных властей. Если есть предложения, мы готовы их рассмотреть.

Вы представляли наш регион на Неделе государственно-частного партнерства в Москве. Что показалось наиболее интересным?

— Уже больше года действует федеральный закон о государственно-частном партнерстве, но на конференции было мало примеров значимых проектов, реализованных таким образом. Правда, порадовали два региона. Ленинградская область уже фактически создала пакет документов, который будет способствовать работе в сфере государственно-частного партнерства. Мы посмотрим, как перенять этот опыт. Московская область, что важно, показала свой перечень проектов государственно-частного партнерства с высокой степенью проработки, которые можно предлагать бизнесу. Это очень значимый момент. Если предприниматели не увидят, как можно на этом проекте заработать деньги, они им не заинтересуются. Поэтому и нужен план реализации с продуманными финансовой и юридической составляющими.

У нас в Новгородской области есть довольно много концессионных соглашений в сфере ЖКХ, однако примеров классического государственно-частного партнерства пока нет. Если исходить из опыта других регионов, такое партнерство можно развивать в сфере здравоохранения, образования, дорожного строительства.