Воскресенье, 24 ноября 2024

Редакция

В открытом диалоге

Триста инициатив новгородского бизнеса

Стратегическая сессия, посвященная проблемам бизнеса, стала второй в череде подобных мероприятий. На первой, напомним, обсуждали сферу ЖКХ, состояние дорог и благоустройство территорий. Ее участники перед началом диалога в большинстве своем сразу проходили в зал и садились. Бизнесменам же на месте усидеть было сложно. Люди спускались вниз, чтобы купить кофе, бродили по залу, переговариваясь между собой. Только за минуту до начала шум стих, все быстро заняли свободные стулья и приготовились слушать. Все-таки свое и чужое время деловые люди ценить умеют.

Врио губернатора Новгородской области Андрей НИКИТИН наверняка это понимал, а потому был краток. Он отметил: одна из задач сегодня — посмотреть на сложившуюся ситуацию не глазами консультантов или аналитиков, а глазами предпринимателей, постараться понять, что областная и муниципальная власти могут сделать, чтобы им было удобнее работать.

На районных стратегических сессиях, предшествовавших нынешнему обсуждению, было собрано порядка 300 инициатив, касающихся бизнеса. Организаторы сессий подсчитали, какие проблемы поднимались чаще всего, и теперь предложили предпринимателям поработать в шести группах, каждая из которых была посвящена одной теме: «Сельское хозяйство и АПК», «Лес и лесозаготовка», «Логистика и грузоперевозки», «Сбор и переработка даров природы», «Прочие производства» и, наконец, «Власть с человеческим лицом».

Работа продолжалась около шести часов. Обсуждение вышло активным, подчас — эмоциональным. Итогом стали самые разные идеи по улучшению инвестклимата и развитию экономики, озвученные представителями всех шести групп. О том, получилось ли мероприятие, удалось ли донести свои мысли, мы решили узнать у самих участников.


Комментарии экспертов

Евгений БОГДАНОВ, руководитель департамента экономического развития Новгородской области:

— Очень важно, что основные направления работы, барьеры, стоящие на пути развития экономики, обсуждались и с бизнесом, и с общественностью. Власть хочет слышать людей, знать об их предложениях. Модераторы сессии все делали профессионально. Их основной задачей было спровоцировать присутствующих на откровенность. Поэтому модераторы не озвучивали свои собственные идеи, а пытались разговорить других. Поначалу люди были не очень активны, но постепенно включились в разговор.

Я принял участие в работе нескольких круглых столов. Один из них был посвящен сбору и переработке даров природы, другой — проблемам сельского хозяйства. Изначальную точку для обсуждения выбрали такую: представьте, что вы — начинающий предприниматель и хотите открыть собственный бизнес. Что может этому помешать? Например, если говорить о сборе и переработке ягод, есть люди, которые зарабатывают на этом деньги, но при этом не зарегистрированы в качестве предпринимателей, не платят налоги. Поэтому у них себестоимость продукции будет ниже, чем у тех, кто работает честно. Мы обсуждали, как можно изменить ситуацию, а модераторы записывали все предложения. В итоге у представителей всех групп получились своего рода мини-проекты по разным направлениям.

Ключевые сотрудники нашего департамента присутствовали на сессии, были вовлечены в ее работу и делали для себя определенные выводы. Теперь нужно систематизировать всю полученную информацию, осмыслить ее и решить, как этим можно руководствоваться в своей работе.

Юрий ВЕСЕЛЬЕВ, предприниматель, генеральный директор Агентства регионального развития:

— При работе в группах выяснилось, что из участников стратегической сессии примерно половина — государственные служащие, чиновники или, например, сотрудники институтов поддержки предпринимателей, которые все равно завязаны на структуры власти. Это, на мой взгляд, довольно много. Нужно соотношение 20% на 80% в пользу предпринимателей. По такому принципу сформирован, например, инвестиционный совет при губернаторе области, и в том числе по этой причине он обещает быть эффективным.

Возможно, недостаточная активность предпринимателей объясняется не совсем подходящим временем мероприятия — суббота, канун праздников, девять утра. Не все коллеги смогли прийти, даже если хотели.

Я записался в группу «Власть с человеческим лицом» и потом представлял проект от имени этой группы. В ходе мозгового штурма наша работа была разделена на две части. Во-первых, мы обсудили проблемы, возникающие как при взаимодействии с органами власти различного уровня, так и внутри предпринимательского сообщества, недостатки кооперации. Вторая часть нашего обсуждения была посвящена взаимодействию между объединениями предпринимателей и их работе с госструктурами и институтами развития.

Первоначально мы вытащили и описали два десятка проблем, а потом каждый подходил и отмечал две наиболее острые, с его точки зрения. Так получился «рейтинг» из четырех проблем. Первое место в нем заняли противоречащие друг другу нормы, исполнения которых ждут от нас разные ведомства, устаревшие или просто абсурдные требования контролирующих органов.

При последующем общении с врио губернатора Андреем Никитиным ему рассказали «городскую легенду» о каком-то устаревшем аппарате, который новгородские частные стоматологии арендуют друг у друга на период проверки. С тех пор как правила писались, технологии шагнули вперед, но в нормативных документах сохраняется обязанность иметь в наличии именно такой аппарат. С другой стороны, допустим, выбросы на некоторых сложных химических производствах сложно контролировать, потому что химические соединения изобретают быстрее, чем пишут нормы предельно допустимой их концентрации.

Было предложено создать сетевой ресурс под условным названием «Нормативная барахолка», определить с его помощью, скольких предпринимателей волнует каждый из устаревших или противоречащих друг другу нормативных актов. И если их много, то быстро подключать региональные органы, рекомендовать местному самоуправлению внести изменения. Если же проблема федеральная — направлять предложения по вертикали общественных объединений предпринимателей, усилив их словом губернатора области, в Госдуму и Совет Федерации.

Такой сетевой инструмент можно было бы интегрировать в структуру инвестиционного портала области с обязательным добавлением мобильных приложений, удобных пользователю, и трансляцией информации в соцсети для открытого обсуждения.

Дмитрий ВЕРТКОВ, директор Агентства развития Новгородской области

— Эта сессия — своего рода деловая игра. Я не первый раз участвую в подобном мероприятии и могу заметить, что организовано все было очень хорошо. Этим занимались профессионалы, люди, которые провели десятки встреч в таком формате.

Я был в группе, обсуждавшей сбор и переработку даров природы. Важно понимать, что сейчас у нас нет специалистов в этой сфере, нет готовых решений. Значит, нам остается либо привлекать кого-то со стороны, либо генерировать идеи самим, работая в режиме мозгового штурма. Это мы и попытались сделать. Много говорили о схемах реализации товара. Клюква, черника, брусника — это, по сути, наша нефть, тот ресурс, которым нужно грамотно распорядиться. Раньше этим занимался облпотребсоюз. Мы сейчас не оцениваем, хорошо он работал или плохо, но он был. Сам принцип кооперации нужно возрождать, создавать новую, работающую систему. Должны быть сборщики ягод, заготовители, должны быть продуманная схема логистики и центры первичной переработки. Наконец, нужны структуры, которые выйдут на рынок, станут продавать нашу продукцию в области и за ее пределами. Потребность в товаре есть. Его используют в пищевой отрасли, в косметологии. За рубежом в моде здоровый образ жизни, экологически чистые продукты. Их выгодно экспортировать.

Реально ли наладить в Новгородской области работающую систему сбыта? Да, вполне. Конечно, где-то нужны будут государственная поддержка, привлечение первоначальных субсидий на покупку оборудования. Но в целом это перспективное направление работы. В ходе обсуждения представители разных районов говорили о том, что в деревнях многие семьи стараются брать отпуска как раз в период сбора ягод, и такая семья может собрать, например, машину клюквы. Если мы этот поток задержим у себя, начнем заниматься переработкой, это означает дополнительные вливания в бюджет региона.

Фото novreg.ru