Учёные провели исследования о влиянии этих орудий лова на рыбные запасы в Ильмене
Разговоры о том, что мережи на Ильмене нужно запретить в период весеннего нереста рыб, ведутся рыбаками-любителями давно. В противовес им промысловики заявляют, что такой вид лова на озере в этот период запрещать ни в коем случае нельзя — он с давних пор ведется, и рыбы в водоеме меньше не стало.
Чтобы в этом споре поставить точку, еще зимой областной рыбохозяйственный совет обратился в Государственный научно-исследовательский институт озерного и рыбного хозяйства (ГосНИОРХ) с просьбой провести на Ильмене такие исследования.
— На сегодня эта работа закончена, — сказала и. о. директора Новгородского отделения ГосНИОРХ Елена ВАСИЛЬЕВА. — И в настоящее время ведется обработка полученных данных, результат которой должны получить к осени.
Елена Сергеевна рассказала, как проводились исследования. Сотрудники отделения, получив разрешение в отделе рыбоохраны, выставили 30 мереж на участках нереста рыб на озере Ильмень. В зависимости от погодных условий проверялись уловы, обычно это делалось через день. Специалисты фиксировали, какая рыба и сколько ее оказалось в каждой мереже. Согласно подсчетам за полтора месяца исследований в мережи попалось 15420 рыб: один судак, 368 щук, 845 лещей, большое количество частиковых рыб (почти 1500 плотвичек, густерок, около 3400 окуней и 6864 синца).
— Не стоит делать трагедию по поводу пойманных нами щук и лещей, — поясняет Елена Васильева. — По действующим правилам допускается в общей массе улова бригады, звена, рыболовецкого хозяйства до 15% лимитированных пород рыб — судака и щуки. Лещ к ним не относится. Так как при наших исследованиях был пойман всего один судак, то о нем говорить не стоит. Что касается щуки, то ее в общем улове оказалось всего около 5%, и она уже отнерестилась.
К слову, и ученые, и промысловики отмечают, что запасы щуки возросли в разы. Так, если 10 лет назад ее в Ильмене было порядка 830 тонн, то сейчас — 3500 тонн. То, что озеро не обеднеет этой рыбой, подтверждает и тот факт, что рекомендуемый наукой годовой вылов — 220 тонн щуки — осваивается только на 70%. И леща меньше не становится — примерно 13 тысяч тонн, что дает возможность вылавливать до 500 тонн в год.
В чем Васильева убеждена точно, так это в том, что необходимо сокращать в Ильмене численность малоценных пород — плотвы, сопы, густеры, синца, потому как они являются конкурентами кормовой базы ценных пород рыб.
Но вернемся к мережной теме. Кроме использования своих мереж, ученые Новгородского отделения ГосНИОРХ в течение периода весеннего нереста рыб несколько раз выходили на промысел в озеро и смотрели, какая рыба попадается в мережи, выставленные на заливных лугах.
И предварительные данные показывают, что использование этих орудий не подрывает рыбные запасы, так как они выставляются в местах, где нет судака. А даже напротив — способствует добыче мелкого частика.
Фото Василия Пилявского