Воскресенье, 24 ноября 2024

Редакция

Круассаны с доставкой на дом

В областном правительстве с участием статс-секретаря — заместителя министра промышленности и торговли РФ Виктора ЕВТУХОВА и представителей бизнеса обсудили инвестиционный потенциал Новгородской области в торговой сфере и перспективы многоформатной торговли.

За хлебом — в булочную, а за кефиром — в киоск

Как сообщил Виктор Евтухов, министерство подготовило поправки в федеральный закон о государственном регулировании торговой деятельности, которые должны пройти через Госдуму до конца 2017 года. Поправки, в частности, будут способствовать развитию нестационарной и мобильной торговли, в том числе рынков и ярмарок, поскольку «малоформатная торговля — ключевое направление развития внутренней торговли». Кроме того, это еще и гарантированный канал сбыта для мелкого производства.

— Важно создать условия для развития всех форм торговли — важнейшей экономической отрасли — и соблюсти баланс интересов всех участников процесса. Развитая торговая инфраструктура плюс конкуренция — это помимо всего прочего и действенный способ формирования справедливых и приемлемых цен, — в ходе дискуссии согласился врио губернатора Андрей НИКИТИН, напомнив, что в регионе уже утвердилась многоформатность: есть федеральные и региональные сети, небольшие магазины у дома, нестационарные и мобильные торговые объекты, рынки и ярмарки.

— Многоформатность — это комфортная среда. В цивилизованных странах серьезно развит малый формат, много маленьких булочных и колбасных, человек что-то покупает в больших супермаркетах, что-то — в магазинчиках, что-то — на рынках. У нас же обычно имеется 2–3 формата, при этом малый бизнес находится в первобытном состоянии. Но благодаря поправкам ситуация с малыми форматами торговли кардинально изменится в лучшую сторону. Будет поддерживаться и потребкооперация. Поправки усилят ответственность местных властей за создание для предпринимателей понятных, прозрачных и долгосрочных правил игры, чтобы было как можно меньше бюрократических процедур. А от предпринимателей требуется создавать красивые и комфортные объекты для потребителя, вовремя делать платежи и выплачивать налоги, — заявил федеральный чиновник, уверенный, что впредь число торговых точек малого формата возрастет и в маленьких населенных пунктах. Дело в том, что договоры будут заключаться не на один год, а на семь лет, то есть бизнес будет заинтересован не только открывать новые ларьки и магазинчики, но и вкладывать средства в их внешний вид и благоустройство вокруг.

Кроме того, закрепление понятия «мобильная торговля» вместо нестационарной для магазинов на колесах позволит свободно перемещать объект по улицам, что пока затрудняют нынешние нормы закона. А для потребителей это удобно — товары ближе к дому и без надбавок от посредников.

Продвигаем новгородское

Как уточнила первый заместитель руководителя областного комитета промышленности и торговли Татьяна ПАШКОВА, сейчас в регионе работают 938 нестационарных торговых объектов и 150 автомагазинов. Более двух тысяч отдаленных населенных пунктов обеспечиваются товарами и услугами через систему потребкооперации.

Реклама, как известно, — это двигатель торговли, а торговля в экономике Новгородской области занимает третье место после обрабатывающих производств и строительства. Очень популярны у новгородцев ярмарки, а всего их в области проводится более тысячи, что приятно удивило Виктора Евтухова. А вот с рынками в регионе сложнее — их доля сокращается. В целом же область обеспечена торговыми площадями лучше, чем многие другие регионы. Торговля обеспечивает рабочими местами 25 тысяч человек, что составляет 12% от общего количества занятых в экономике. Уже несколько лет, отметила Татьяна Пашкова, сохраняется тенденция к снижению доли крупных и средних организаций, что означает — малый бизнес хоть и медленно, но набирает обороты. Об этом свидетельствует и тот факт, что если по итогам 2016 года доля оборота торговых сетей составила 34,5%, то к августу 2017 года она снизилась до 30,9%. Для продвижения производимой на территории области продукции в мае 2017 года инициирован проект «Покупайте новгородское!».

Вице-мэр Великого Новгорода Юрий ПШЕНИЦЫН не стал уходить от проблемных моментов в торговой сфере: управляющие компании на сельскохозяйственных рынках имеют право разместить у себя производителей только на 3 месяца. К тому же они еще отвечают за качество продукции, которую продают те, кто у них это место арендует. Заместитель министра заверил Юрия Пшеницына в том, что поправки в федеральный закон учтут этот негативный фактор для небольших товаропроизводителей, таких, как фермер Иван Пиреев. Впрочем, известный поставщик картофеля уже вышел на новый уровень — открывает свои торговые точки. Единственная проблема — подключение к сетям.

К малоформатной торговле из-за экспансии федеральных сетей вынуждены были прибегнуть такие новгородские предприятия, как «Новгородхлеб», «Лактис»... Руководители этих предприятий рассказали об успехах и проблемах в работе. Так, «Новгородхлеб» ежедневно выпускает 24 тысячи тонн хлебобулочной продукции, а «Лактис» перерабатывает 100 тонн молока. Молочную продукцию новгородского происхождения в день покупают 13–15 тысяч жителей региона. В ответ врио губернатора Андрей Никитин предложил руководителю фирменной торговли предприятия Алле Лукашевич активнее продвигаться на столичные рынки.

Также Андрей Никитин посоветовал всем торгующим организациям вместе с комитетом промышленности и торговли подумать над тем, что бы они могли разместить в многофункциональных зонах строящейся трассы М11.

А вот на трассе М10 можно обустраиваться и сегодня, пока что она славится только крестецкими пирожками.

Врио губернатора отметил в завершение, что регионам важно понимать тренды федеральной политики и активно взаимодействовать с министерством.

— В министерство обращаются частные инвесторы за советом, где разместить новое производство. И мы будем стараться, чтобы наша область была для них привлекательной, — добавил Андрей Никитин.

Фото novreg.ru