Понедельник, 29 апреля 2024

Редакция

Не стесняйтесь, продвигайтесь!

Специалисты Российского экспортного центра (РЭЦ) объяснили новгородским предпринимателям, как правильно выходить на международные рынки

Седьмое по счету мероприятие РЭЦ из цикла «Региональный трек: сделано в России» прошло в Великом Новгороде. И не случайно: как прокомментировал накануне глава группы компаний РЭЦ Петр ФРАДКОВ, Новгородская область «исторически важна для России и обладает огромным экспортным потенциалом». Причем речь не только о традиционных отраслях промышленности — химической, металлургической, деревообрабатывающей... Регион, по мнению эксперта, может стать драйвером нового вида экспорта — туристических услуг, поскольку богат историческими памятниками и природными достопримечательностями.

Российские власти в последнее время уделяют повышенное внимание экспорту из страны и заинтересованы в создании комфортных условий для российских экспортеров. Общий бренд этой политики — «Made in Russia», который должен стать узнаваемым в других странах.

На панельной дискуссии в Великом Новгороде директор по межрегиональным коммуникациям РЭЦ Дмитрий МАКЕЕВ рассказал о возможностях, появляющихся у малого и среднего бизнеса благодаря взаимодействию с Центром, созданным в 2015 году.

— Специалисты РЭЦ оценивают риски, в том числе и политические, помогают с таможенным администрированием, логистическим сопровождением международной адаптации, выходом на электронные ресурсы. Чтобы понять специфику выхода на иностранные рынки именно из регионов России, мы и проводим этот цикл, — пояснил Дмитрий Макеев.

В группу РЭЦ интегрированы Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР) и АО «Росэксимбанк», что решает вопросы страхования и кредитования. Причем РЭЦ ориентируется преимущественно на некрупный несырьевой бизнес, поскольку в регионах его больше, а выходить на международный рынок такие предприниматели или боятся, или даже об этом не задумываются. Между тем РЭЦ представляет собой «единое окно» для финансовых и нефинансовых мер государственной поддержки экспортеров любых «размеров». И, как подчеркнул Макеев, «даром», то есть на бесплатной основе (кроме кредита, разумеется). Также даром можно пройти обучение на специальном образовательном портале РЭЦ. Более того, часть затрат на выставочную деятельность, на патентование по международным стандартам Центр компенсирует бизнесу, осуществляющему свое продвижение на заграничные рынки через него. Сопровождать РЭЦ берется даже сделки на 1000 евро, как это было уже с поставками игровых площадок.

— Экспортеры должны загореться какой-то идеей и идти к нам. А РЭЦ постарается помочь в реализации всех идей, определиться с приоритетами. Кстати, Новгородская область в некотором смысле опередила всех: еще только возникла идея составить общероссийский паспорт экспорта туристических услуг, а в Новгородской области он уже разработан, — сказал во время пресс-подхода управляющий директор по координации приоритетного проекта РЭЦ Игорь ШЛЁНСКИЙ.

А врио губернатора Андрей НИКИТИН добавил, что Новгородская земля всегда была экспортно ориентированной, еще со времен Новгородской республики.

— И мы будем максимально помогать нашим бизнесменам получать господдержку, создавать комфортные условия для их работы с Российским экспортным центром. Устойчивость экономики и развития региона напрямую зависят от успешности наших предприятий. Чем больше их будет на глобальном рынке, тем больше налогов поступит в областной бюджет, больше будет рабочих мест. У нас много предприятий, которыми мы гордимся и которые давно должны продвигать продукцию на глобальный рынок, — сказал глава региона.

О работе Новгородского центра поддержки экспорта в ходе панельной дискуссии рассказала его руководитель Татьяна ЛАВРЕНТЬЕВА. Более 190 новгородских компаний поставляют продукцию в 78 стран. Самые популярные рынки сбыта — Китай, США, Бразилия, Финляндия, Белоруссия. Несколько предприятий стали клиентами РЭЦ в 2017 году. Так, ООО «Медовый дом» готовится создать самостоятельную точку размещения продукции на международных торговых площадках онлайн, ООО «Пестовоэкспортлес» планирует зайти на рынки Италии, Голландии и Китая.

О перспективах экспорта услуг в сфере туризма размышлял советник губернатора Николай НОВИЧКОВ. Он рассказал о недавно созданном туристическом офисе «Русь Новгородская», который занялся развитием туристической отрасли. «В прошлом году у нас побывало 1,5 млн. туристов, 80% из них прибывают из Китая и Евросоюза. Есть огромный потенциал и для познавательного, и для рекреационного туризма, который сможет активизировать взаимодействие с РЭЦ. Пока новгородский турбизнес не пользовался услугами РЭЦ, но это не означает, что он не будет сотрудничать с центром в 2018 году. Сейчас мы работаем над созданием приоритетного проекта по развитию экспорта на уровне региона, предполагающего создание регионального бренда. У нас он называется «Русь Новгородская»», — отметил Николай Новичков.

После дискуссии в формате «мозгового штурма» прошел круглый стол по проблемам экспортного потенциала Новгородской области. Разделившись на несколько групп по видам бизнеса, обсудили проблемы экспортной деятельности и пути их решения. Как правило, проблемы у предпринимателей одни и те же: сложности с сертификацией продукции за рубеж, трудности с таможенным оформлением, поиск иностранных партнеров...

Итоги цикла «Региональный трек: сделано в России» будут подведены на V юбилейном Международном экспортном форуме «Сделано в России». А затем обобщенные данные попадут в соответствующие кабинеты российского правительства.

Фото Сергея Суфтина