Суббота, 28 декабря 2024

Редакция

Выгода для всех

В Великом Новгороде проходит «Неделя конкуренции в России», организованная Федеральной антимонопольной службой при поддержке Правительства Новгородской области

Программа Недели состоит из нескольких мероприятий, вчера одно из них прошло на площадке областного правительства — семинар, посвященный лучшим практикам внедрения Стандарта развития конкуренции в регионах.

Внедрением Стандарта занимаются все регионы страны с 2015 года, он стал одним из показателей эффективности деятельности региональных властей. Его цель — снизить административные барьеры для бизнеса и долю государственного сектора в экономике региона. В 2016 году Новгородская область по уровню содействия конкуренции находилась на 40-м месте, поднявшись с 78-го.

Избранный губернатор Андрей НИКИТИН, открывая семинар, подчеркнул, что значение конкуренции для развития региона трудно переоценить. И поблагодарил за вклад в этот процесс региональной антимонопольной службы.

— Мы стараемся улучшать деловой климат, стараемся сделать его комфортным для предпринимателей и инвесторов. Только благодаря конкуренции в некоторых сферах можно сдерживать и регулировать тарифы, находить оптимальные экономические модели и бороться с монополистическими проявлениями. И нам, безусловно, интересен опыт других регионов по внедрению Стандарта конкуренции, — сказал Андрей Никитин.

В частности, по словам главы региона, к нам проявил интерес частный бизнес, желающий строить поликлиники и затем оказывать медицинские услуги в рамках ОМС, то есть бесплатно для пациентов.

Заместитель руководителя ФАС России Сергей ПУЗЫРЕВСКИЙ отметил, что только в условиях демократии возможна конкуренция, оставляющая на практике только лучшее. Одним из барьеров для конкуренции он назвал унитарные предприятия, которые живут за счет бюджетных средств и не очень заинтересованы в качественной работе. При этом их существование вызывает «дискриминацию частного бизнеса», которому власть не всегда доверяет при проведении госзакупок. Сергей Пузыревский привел в пример Казахстан, где от МУПов и ГУПов отказались, и эффект был позитивный. В России, однако, эта тема дискутируется уже три года. Также «оставляет желать лучшего» эффективность естественных монополий с точки зрения тарифного регулирования. Проблемой для конкуренции Сергей Пузыревский назвал и очень низкую долю малого бизнеса. При этом, по мнению чиновника, от развития конкуренции выгоду получают и государство, и потребители, и предприниматели.

Опытом Новгородской области по внедрению Стандарта развития конкуренции поделился с коллегами из других регионов руководитель регионального департамента экономического развития Евгений БОГДАНОВ. В регионе Стандарт внедряется с 2016 года, до марта 2018 года предстоит составить рейтинг муниципалитетов по развитию конкурентной среды и провести мониторинг ситуации на рынках в различных сферах.

— Здоровая конкуренция является важнейшим фактором развития Новгородской области, она развивает частную инициативу. Конкуренция дает снижение цены и повышение качества, то есть конечная цель — это качественное обслуживание и повышение уровня жизни жителей области. Отсюда и интерес областного правительства к этой теме, — сказал он.

Комментарий

Евгений БОГДАНОВ, руководитель департамента экономического развития Новгородской области:

— Проведенный в конце прошлого года опрос среди предпринимателей и населения о состоянии и развитии конкурентной среды на рынках товаров и услуг показал, что больше 60% респондентов удовлетворены уровнем конкуренции. На самом деле все зависит от специализации рынка. Сейчас мы работаем над внедрением Стандарта конкуренции именно на тех рынках, где, на наш взгляд, велико присутствие государства и муниципалитетов, где небольшая доля частного сектора. В целом больше 77% работающих на рынке организаций — это частный сектор. Но есть такие рынки, где конкуренция недостаточно развита, на них присутствует мало частных организаций. Это рынок медицинских услуг, дополнительного образования, рынок социальных услуг... Как раз здесь есть над чем поработать областной власти, в частности, нашему департаменту. Эти рынки и вошли в наш обязательный список, где необходимо проводить мероприятия для развития конкуренции. Дополнительно мы включили еще два рынка — сельхозпродукции и туристических услуг. Для представителей сельскохозяйственной сферы, которых в регионе около тысячи, существует проблема входа в торговые сети. Для роста турпотока в регион необходимо увеличение количества гостиниц и туристических компаний.