Воскресенье, 24 ноября 2024

Редакция

Птица счастья завтрашнего дня

У швей всегда есть работа

Новые коллекции «Крестецкой строчки», аккаунты в соцсетях, выставки в Париже и Мадриде... Сложно поверить, что всего два года назад промысел чуть не исчез вовсе

Сотрудники вспоминают: в ноябре 2015 года, когда у фабрики сменился владелец, здесь работало не больше десятка человек. Три вышивальщицы, сторожа, уборщицы — вот, считай, и весь штат. Но после того как «Крестецкая строчка» перешла к предпринимателю Антону ГЕОРГИЕВУ, начались перемены к лучшему. Фабрика возрождалась, а вместе с ней возрождался уникальный народный промысел.

Уйти и вернуться

Надо сказать, техника работы сейчас практически такая же, как и сто пятьдесят лет назад: мастерицы выдергивают из ткани нити, чтобы получилось подобие сетки, а затем на сквозном фоне выполняется рисунок. Названия узоров звучат, как музыка: «старинный гипюр», «тарлата», «вологодское стекло»...

— Мы сохраняем элементы, придуманные старыми мастерами. Все они у нас задействованы, используются в наших разработках. В основном набор элементов устоявшийся, только мы из них составляем разные орнаменты, — рассказывает Мария Евгеньевна АФАНАСЬЕВА.

Она пришла на «Крестецкую строчку» в 1971 году, успела поработать главным художником, затем ненадолго покинула предприятие, но вернулась, когда у него сменился владелец. Говорит, надо было помочь, познакомить со спецификой работы. Сейчас у нее уже есть преемница — художница Юлия ВАРФОЛОМЕЕВА. Она создает эскизы, композицию.

На столе у Юлии — линейки, карандаши, ворох бумаг. Она придумывает, как украсить воротничок. Сначала сделала схематичное изображение, затем появились детали. Вариант, с которым позже будут работать вышивальщицы, больше напоминает чертеж: он на миллиметровой бумаге, с указанием размера всех элементов. Мне он кажется почти законченным, но Юлия говорит: «Это все пока в сыром виде. Может, потом что-то изменится».

Она тоже вернулась на предприятие сразу после того, как фабрику купил Антон Георгиев. До этого работала почти десять лет, но жизнь сложилась так, что пришлось уйти.

— Когда я уходила, был 1999 год, — вспоминает она. — Народу здесь работало гораздо больше, чем сейчас, но была очень маленькая зарплата, которую постоянно задерживали. А у меня двое детей, они тогда были маленькие. Как их поднять? Потому и ушла. Пришлось искать новые источники дохода. Теперь, конечно, тут всё по-другому. Появилась стабильность, платят вовремя. Да и хочется восстановить предприятие.

Часть узоров вышивают с применением машинки, часть — полностью вручную

Ручная работа

После того как художницы выполнят свое задание, в дело вступает закройщица. Ее труд не менее кропотлив. Все детали надо выкраивать строго по долевой. Далее делается заготовка вышивки: нити основы выдергивают, чтобы получилась сетка. Лишь после этого приходит черед вышивальщиц.

В одном из залов — мастерицы, которые выполняют работу полностью вручную. Им по силам перенести на ткань любой орнамент, каким бы сложным и затейливым он ни был. Сейчас их задача — пополнять коллекцию музея «Крестецкой строчки». Вышивальщицы повторяют старые работы, пользуясь сохранившимися с советских времен эскизами. Мне показывают легкую ажурную накидку — раньше такими накрывали подушки. Теперь мода сменилась, почти никто так не делает... Накидка станет украшением музея, а в производство пойдут другие, более современные вещи. Но, разумеется, если кто-то из заказчиков захочет купить похожую накидку, к его пожеланиям прислушаются. Правда, стоить такой каприз будет недешево. Оно и понятно: вещь, на создание которой уходит месяц напряженного труда, просто обязана быть дорогой.

Есть, конечно, и бюджетные коллекции, выполненные с применением машин. Однако механизировано только движение иглы. Канву, натянутую на пяльцы, двигают руки мастера. Чисто технически эта работа чуть проще, чем ручная вышивка, но без сноровки и навыков все равно не обойтись. Говорят, вышивка — задача для терпеливых и добрых. Тут, на фабрике, в это веришь. Каждый, с кем мне удалось поговорить, тепло отзывался и о своей работе, и о коллегах.

— Большинство людей мы набирали уже после того, как поменялось руководство, — рассказывает Мария Евгеньевна. — На фабрике есть курсы, три месяца девочек учат, платят стипендию. Потом им присваивают разряд, и они начинают работать. Можно сказать, коллектив у нас сложился, все освоили профессию и достигли хороших результатов.

На «Крестецкой строчке» работают 67 человек. Да, не 750, как в лучшие времена, но и не десяток, как два года назад. Руководство планирует набирать еще сотрудников, благо расширяться есть куда: многие помещения пока простаивают.

Курс на Запад

Поговорив с вышивальщицами, мы проходим в ту часть здания, которая сейчас пустует. Впрочем, ненадолго. Здесь заканчивается ремонт. Заменена кровля, вставлены новые окна. Полы недавно покрыли лаком, так что внутрь зайти нельзя, и мы все любуемся просторным светлым помещением через стеклянную дверь. Осталось совсем немного, пара штрихов, и в ноябре сюда переедут мастера. Тут же расположатся столовая, переговорная, бухгалтерия и администрация. Со временем приведут в порядок всё здание, благоустроят территорию.

Оборудование, на котором работают крестецкие вышивальщицы, тоже частично поменяли. Правда, есть проблема. Старые модели машинок в основном сняты с производства, а новые — такие, чтоб подходили для работы, — найти сложно. Скажем, замену японской машинке, которая верой и правдой служит мастерицам уже лет пятьдесят, пока не нашли. Выходит, рано ей отправляться на заслуженный отдых.

Не забывают на «Крестецкой строчке» и о продвижении товара. Сегодня вышитые скатерти, салфетки, чайные наборы, платья, блузки и брюки можно купить в Великом Новгороде и Санкт-Петербурге. И это еще только начало. Впереди — покорение Европы. В сентябре продукция крестецкой фабрики была представлена сразу на двух крупных выставках: Maison&Objet в Париже и Intergift в Мадриде. В ходе последней состоялись переговоры с российским торговым представительством в Испании. Речь шла о поставке товара в местные магазины.

* * *

...На выходе из здания висит небольшая синяя табличка с обновленным логотипом «Крестецкой строчки». Белая птица с буквой «К» на груди отчего-то сразу вызывает ассоциацию с Фениксом, восставшим из пепла. Учитывая историю фабрики, это и неудивительно.

Фото Ольги Лихановой