Суббота, 30 ноября 2024

Редакция

Худшее, конечно, впереди

Почему мы ждём роста инфляции и чем опасен такой пессимизм?

Шанс узнать о денежно-кредитной политике страны непосредственно от тех, кто влияет на эту политику, выпадает не так часто. Однако журналистам Северо-Запада он представился на семинаре, который организовал для СМИ Банк России. Встреча проходила в Санкт-Петербурге на прошлой неделе.

Итак, специалисты уже не ждут существенного роста цен на нефть. Конкуренция на рынке усилилась, и всем очевидно, что нужно переходить к инвестиционной модели развития. Правительство намерено способствовать этому, решая структурные проблемы российской экономики, такие, скажем, как недостаток квалифицированных кадров. Но для того, чтобы появлялись инвестиционные проекты, важна и стабильность: предсказуемые процентные ставки, низкая инфляция. Это и должен обеспечить Банк России.

Отчасти у него получается. С начала 2017 года показатель инфляции колеблется на уровне 4%. Однако о финансовой стабильности говорить пока рано. Причина — инфляционные ожидания людей. По данным ВЦИОМ, более 41% россиян полагают, что страну ждет ухудшение экономической ситуации. Все хорошо помнят резкий рост цен на продукты в 2015 году и рассчитывают, что через год инфляция составит примерно 9,6%.

Казалось бы, чем плохо? Всегда лучше быть готовым к любому повороту событий. Но инфляционные ожидания напрямую влияют на то, как люди принимают решения о покупках. Когда производитель считает, что через год инфляция вырастет почти до 10%, он поднимает цены. Покупатели, в свою очередь, готовы платить больше. Они ведь уже заранее настроились, что все товары подорожают. В Центробанке посчитали: такой пессимизм может прибавить несколько процентных пунктов к уровню инфляции.

Чтобы избежать этого, Банк России перешел к более открытой информационной политике. Семинар, о котором я упоминала в начале, как раз и стал ее частью. Получится ли переубедить респондентов — большой вопрос. Пока, по сообщению ВЦИОМ, нация «продолжает смотреть в будущее с опаской и светлого образа государства всеобщего благоденствия в нем пока не видит».

КОММЕНТАРИЙ

Наталья ОМАРОВА, доктор экономических наук:

— С одной стороны, снижение инфляции говорит о том, что в экономике происходят позитивные изменения, растет качество жизни. Эксперты и финансовые аналитики отмечают, что низкая инфляция постепенно приобретает устойчивость. Замедление роста цен на продовольственные и непродовольственные товары и услуги вызвано сезонным спросом. На оживление потребительской активности влияет также стабильный валютный курс, укрепление рубля.

С другой стороны, мы наблюдаем снижение платежеспособного спроса населения, переход на самообеспечение, экономию на продуктах. Большинство российских семей придерживаются сберегательной модели поведения, основанной на оптимизации расходов на досуговые услуги, путешествия, отдых. На мой взгляд, в конце года в силу бюджетного процесса, инфляционных ожиданий населения и бизнеса, а также новогодних праздников мы увидим определенное повышение процента инфляции.

Для снижения инфляции Центробанк РФ придерживается умеренно жесткой денежно-кредитной политики. По его расчетам, инфляция к концу года должна составить 4%, в то время как Минэкономразвития дает более оптимистичный прогноз — менее 3,5%.

Сейчас регулятор (ЦБ РФ) идет на снижение ключевой ставки, стимулирование процессов кредитования. Рост инвестиций и промышленного производства повлечет за собой и рост потребления в домохозяйствах, что, в свою очередь, может создать определенное инфляционное давление. Одновременно снижение процентных ставок по депозитам для населения не лучшим образом сказалось на объеме привлеченных денег. Получается замкнутый круг.

Поэтому, на мой взгляд, ЦБ РФ необходимо формировать денежно-кредитные условия, поддерживающие стимулы населения к накоплению и сбережениям, что ограничит инфляционные риски и более четко очертит приоритеты развития монетарной политики страны.

Рисунок с сайтаСarikatura.ru