Понедельник, 23 декабря 2024

Редакция

В городе-курорте есть не только грязи

При поддержке новгородского сенатора старорусский бизнес будет повышать популярность территории с помощью брендирования своих торговых марок

О пользе регионального брендирования говорили вчера в Старой Руссе на встрече представителей местного бизнеса и чиновников с членом Совета Федерации Сергеем ФАБРИЧНЫМ, взявшим на себя миссию содействовать в регистрации и продвижении региональных и местных брендов. Напомним, сенатор входит в состав Совета по вопросам интеллектуальной собственности при верхней палате Федерального Собрания.

В 2016 году Сергей Фабричный поддержал идею рушан разработать стратегию маркетинга Старорусского района, в рамках которой должны появиться новые локальные и региональные бренды в привязке к их географическому происхождению. Тогда же он высказался за расширение линейки средств индивидуализации товаров и введения в российское законодательство понятия «географическое указание» — чтобы шире использовать региональные бренды в коммерческом обороте.

Инициатива была поддержана спикером Совета Федерации Валентиной МАТВИЕНКО, назвавшей её одним из инструментов продвижения российских регионов. Наконец-то местное брендирование рассматривается как важный инструмент в социально-экономическом развитии регионов России. А в ноябре прошлого года на круглом столе по развитию Старорусского туристско-рекреационного кластера губернатор Андрей НИКИТИН высказался за максимальное содействие регистрации бренда «старорусский», чтобы местные компании могли использовать его при производстве локальных продуктов и оказании туристических услуг. На сегодняшний день к регистрации готовы более десятка старорусских торговых марок.

Как пояснил управляющий партнер в Service Design Angency Роман ЗОЛИН, упор на географию места делается с целью подчеркнуть ценность данного товара, обладающего уникальными свойствами и качествами, принятыми от конкретного географического места. «Проблема в том, что зарегистрировать продукцию со словом «старорусский» сложно, хоть она и произведена в Старой Руссе — в других регионах это прилагательное используется не как географическое, а как историческое название», — уточнил эксперт. По его мнению, географическое указание на местном товаре, пока отсутствующее в законодательстве, содействовало бы экономике района и развитию его туристического потенциала, повысило бы конкурентоспособность местных предпринимателей, что позволило бы нарастить налоговую базу территории. А местный бизнес получил бы более простую и доступную защиту своих торговых марок.

Локальных производителей текущее законодательство ограничивает двумя вещами: заключение даёт федеральный орган власти — конкретное министерство, а в его регламенте учитывается не всё разнообразие российских промыслов и бизнесов, тем более небольших по объёму. И Гражданский кодекс содержит закрытый перечень наименований объектов интеллектуальной собственности, следовательно, не всякая продукция попадает под его защиту. Допустим, «Судак старорусский» или «Ильменский судак», как того хотели бы рыбаки из деревни Взвад, известной своими рыболовецкими традициями. А что уж говорить о гастрономических или сувенирных брендах (например, «Соль старорусская»), которые хотела бы продвигать администрация района, чтобы повысить туристическую привлекательность...

На встречу с сенатором пришло порядка двух десятков старорусских предпринимателей, готовых предложить свою продукцию для брендирования. Сергей Фабричный рассказал о существующих способах индивидуализации услуг и товаров — товарных знаках и наименовании места происхождения (НМП). В настоящее время идёт работа над поправками в Гражданский кодекс с тем, чтобы ввести новое понятие — «географическое указание». Дело в том, что товарный знак используется в первую очередь для выделения юридического лица. НМП регистрируется в министерствах РФ, куда не всегда могут пробиться местные небольшие бизнесы. Вот «Крестецкой строчке» удалось, как и «Маслу вологодскому». Но это давние и раскрученные бренды. А что делать предпринимателям, создающим новую продукцию с местным колоритом?

По словам Сергея Фабричного, к середине 2018 года будут подготовлены соответствующие поправки в законодательство, с тем, чтобы появилось понятие «географическое указание». В отличие от НМП оно предполагает и более мягкий правовой режим: если в случае с НМП товар можно производить только в данной местности, то режим «географическое указание» не предполагает жёсткой связи между качеством товара, уникальными свойствами продукта и местом его происхождения. Достаточно, чтобы один из этапов производства товара проходил на территории определенной географической области. И тогда старорусскую соль можно будет паковать, допустим, в Валдае.

В прошлом году рушане подали заявку в Роспатент на регистрацию товарного знака «Старорусский», указав виды товаров, которые они могли бы выпускать под этим брендом. Но сенатор сомневается в том, что ведомство примет положительное решение.

— Они попытались под маркой «Старорусский» зарегистрировать всё, что производят. Но в товарном знаке индивидуализируется юридическое лицо, а не наименование территории. Нужна и конкретизация: например, «Старорусский фарфор», а не просто «Старорусский». Мы договорились, что к 30 января будет сформирована старорусская делегация в Москву, где мы вместе со специалистами федерального Института промышленной собственности обсудим уже поданные заявки и вновь подготовленные, — подвёл итоги встречи Сергей Фабричный.
 

КОММЕНТАРИЙ

Сергей ФАБРИЧНЫЙ, член Совета Федерации:

— Не все виды деятельности, товаров и услуг закреплены за министерствами, и, следовательно, остаются вне правового поля. Например, там нет керамики, а спрос на уникальную посуду имеется. А если нет привязки к определённому министерству, заключение для регистрации товара может выдавать Роспатент или органы региональной власти. А для бизнесмена — это защита, помогающая бороться с контрафактом. «Географическое указание» очень важно для новых и нераскрученных пока товаров и услуг, так как позволит упростить регистрацию.

 

Коллаж Сергея Нешкина