Вторник, 30 апреля 2024

Редакция

Право есть, нет понимания

Возможно, уже в этом году жители области получат единую квитанцию за все услуги ЖКХ

Будет ли создан единый центр по работе с коммунальными платежами?

Слушания в Думе Великого Новгорода о перспективах МУП «Информационно-аналитический центр по ЖКХ» по времени совпали с принятием Госдумой в третьем чтении закона о праве жильцов платить за жилищно-коммунальные услуги напрямую ресурсоснабжающим организациям.

Напомним: в феврале региональные власти объявили о том, что в Новгородской области в этом году будет создан единый центр по работе с коммунальными платежами на базе МУП «Информационно-аналитический центр по ЖКХ».

Подобный механизм существует уже в нескольких регионах страны, при этом там жители получают единую квитанцию за все услуги ЖКХ. Услуги, тем не менее, могут быть разделены в чеке, и их можно оплачивать по отдельности.

На этом процессе унификации, безусловно, скажется принятый Госдумой закон, позволяющий потребителям заключать прямые договоры на оказание коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями, минуя управляющие компании (по этой схеме уже давно оплачиваются газоснабжение и электричество). Но сколько собственников недвижимости решатся на это, пока сложно сказать: люди у нас боятся любых перемен.

Как заявил на слушаниях вице-мэр Игорь Прохоров, новация никак не повлияет на статус МУП «ИАЦ по ЖКХ», оно останется муниципальным. Однако депутаты пытались понять — каков же бизнес-план новации, но ответа от представителя министерства строительства и ЖКХ не услышали. По мнению вице-спикера Евгения Кузикова, если расширяется функционал предприятия, то должны быть дополнительные средства и кадры.

— Давайте разберемся в этом вопросе, чтобы не потерять муниципальное предприятие. Нагрузив наш ИАЦ работой по районам, мы можем загубить ту работу, которую он сейчас делает здесь, — предостерег Евгений Кузиков.

Депутат Антон Лобач напомнил еще об одном нюансе: в Великом Новгороде каждый РКЦ обслуживает в среднем около 10 тысяч человек, но даже это не дает высокой рентабельности. Следовательно, в муниципалитетах, где численность порядка нескольких тысяч человек, создание расчетно-кассовых центров вообще невыгодно. Ресурсникам тоже это накладно: по словам депутата Сергея Золотарева, возглавляющего новгородский Водоканал, создание абонентской службы его предприятию невыгодно — только работников надо набрать человек 25. Депутаты задавались вопросами: кто за все заплатит, не будут ли эти дополнительные затраты возложены на горожан? В результате было принято решение вернуться к обсуждению этой идеи в мае в надежде, что к этому времени появится и бизнес-план по ее воплощению в жизнь.

Добавим, что в районах всеми расчетами по платежам от населения занимаются в основном управляющие компании. Там очень часто в квитанции нет такой строчки, как «теплоснабжение», — из-за высокой доли частного сектора. В тех районах, куда удалось дозвониться «НВ», о едином центре в Великом Новгороде даже еще и не задумывались. Вероятно, ждут отмашки сверху.

Фото из открытых источников Интернета

В составе МУП «Информационно-аналитический Центр по жилищно-коммунальному хозяйству» на сегодняшний день 21 РКЦ, предприятие обслуживает 1446 многоквартирных домов, 100 597 лицевых счетов по начислению коммунальных услуг и 149 257 лицевых счетов по начислению взносов на капитальный ремонт.