Вторник, 24 декабря 2024

Елена Кузьмина

Эх, прокачусь?!

Появление электронных проездных, планировавшееся с 1 августа, пока откладывается

Перевозчики Великого Новгорода подняли стоимость ежемесячного проездного билета

Напомним, с 1 августа стоимость общегородского проездного выросла с 1980 до 2430 рублей, студенческого — с 1980 до 2250, цена школьного осталась прежней — 800 рублей.

 

В приказном порядке

Сразу напомним: установление стоимости проездного — прерогатива перевозчика. Транспортная компания не обязана обращаться в областной комитет по тарифной политике, чтобы определить экономически обоснованную цену. «Транспортники, — напоминает Олег АНИСИМОВ, директор двух пассажирских компаний (АТП-3 и «Автопрокат»), — не обязаны торговать проездными и вправе обходиться только продажей разовых билетов». Но продажа билетов на месяц — для них гарантия предсказуемого получения средств.

При определении стоимости ежемесячных проездных — так называемых проездных долговременного пользования — новгородские перевозчики пользуются двумя документами. Во-первых, постановлением комитета по тарифной политике об установлении тарифа для разовых поездок в новгородском общественном транспорте (с 1 июля — 27 рублей), во-вторых, приказом Росстата (от 3.08.2016 № 385) «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере транспорта».

Попробуем взглянуть на последний документ с точки зрения пассажира. По сути этот приказ для перевозчиков — лишь инструкция по заполнению форм отчётности. Росстат вовсе не берёт на себя функцию главного по ценам и тарифам — ведомству нужна статистика. Но транспортникам нужно опираться на некий официальный документ в своих расчётах, и они используют для этого приказ. Хотя Росстат интересует не стоимость проездных, а количество перевезённых пассажиров...

Согласно приказу количество поездок, которое совершают пассажиры в месяц, можно определить двумя способами: либо использовать «экспертно определённое» Росстатом ежемесячное количество поездок, либо число ездок должны определять местные власти с помощью натурных исследований. Но Олег Анисимов уже и вспомнить не может, когда в Великом Новгороде последний раз проводили подобные исследования. Это дорогостоящее мероприятие.

Если натурных исследований нет, остаётся пользоваться «экспертными» данными. Они разработаны для разных категорий пассажиров и разных схем развития транспортной сети в городе. К примеру, в Великом Новгороде работают два вида общественного транспорта — автобусы и троллейбусы, и среднее число поездок, совершаемых пассажирами в месяц, по мнению экспертов Росстата, составляет 45 для каждого вида. Соответственно перевозчики, определяя стоимость проездного, плюсуют эти поездки, получают 90, умножают их на тариф — 27 рублей и выводят вышеупомянутые 2430 рублей. Для студентов Росстат предлагает те же 45 поездок в месяц на каждый вид городского транспорта, для школьников — 25. Но стоимость проездных для этих категорий мэрия субсидирует.

Есть вопросы и к Росстату. Почему именно 45 поездок? А не 50 или 40? К тому же трудно представить, что разработки Росстата можно применять в каждом российском городе. Везде — разная маршрутная сеть, разное число автобусов, жителей, другие расстояния... Поэтому в приказе и есть оговорка о натурных исследованиях.

«Берестяная» грамота

Впрочем, теперь перевозчики уповают на систему безналичной оплаты проезда, которая была введена в новгородских автобусах и троллейбусах с 1 июня по инициативе регионального министерства транспорта. Оплатить проезд теперь можно либо транспортной картой «Береста», либо смартфоном, либо банковской картой с функцией бесконтактных платежей.

По данным пресс-центра правительства региона на 30 июля, новгородцы приобрели 19 тыс. транспортных карт. «В июле новгородцы оплатили «Берестой» 285 тысяч поездок. Для сравнения: в июне, первом месяце работы системы, — 35 тысяч», — приводит пресс-центр слова заместителя министра транспорта и дорожного хозяйства области Артёма

Мирона. Растёт и число поездок, оплаченных банковской картой: в июне их было 90 тысяч, в июле — 135 тысяч.

В июне на пресс-конференции, посвященной повышению стоимости проезда в Великом Новгороде, министр транспорта и дорожного хозяйства области Станислав Шульцев говорил, что в августе привычные бумажные проездные заменит «Береста». Кроме того, обещали ввести и электронные проездные для школьников и студентов. Однако новшество, по словам заместителя директора Центральной диспетчерской службы общественного транспорта Виктора АКИНИНА, пока откладывается. Работа над его внедрением ещё идёт.

Примечательно, что и новгородцы пока не готовы променять обычный проездной на «Бересту», хотя по ней поездка стоит на 2 рубля дешевле — 25 рублей.

— На август было продано около 4000 месячных проездных — чуть меньше, чем в августе 2017 года, — говорит Анисимов. — Если люди покупают, значит, им это выгодно. Кто-то ездит на работу с пересадками, кто-то возит детей в детский сад и школу и тоже должен сделать пересадку. Проездные необходимы курьерам.

На «Бересту», по мнению Анисимова, перешли в основном те новгородцы, кто и до появления безналичной системы оплаты проезда не пользовался месячными проездными билетами. Для них карта — более удобный способ покупки разового билета.

Напоследок скажем об отмене с 1 августа продажи так называемых «половинок». Если раньше можно было купить проездной билет на полмесяца, теперь это невозможно. Почему? Ведь это очевидное неудобство для горожан, уезжающих в первой или второй части месяца в длительную командировку, на отдых или лечение. Выглядит это как попытка подстегнуть продажи месячных проездных. Но перевозчики предлагают использовать «Бересту».

Фото Владимира МАЛЫГИНА