Вторник, 07 мая 2024

Надежда Маркова

Чем привлечь туриста?

Районы Новгородской области занялись разработкой своих брендов

В начале августа на сайте администрации Солецкого района завершилось голосование по туристическому бренду райцентра. На суд местных жителей было вынесено три проекта: сувенир-солонка «Мишка-Варяжек», глиняная игрушка-свистулька «Солецкая русалочка» и надпись «Сольцы», где первая буква «С» изображена в виде сверхзвукового самолёта, а буква «О» — в виде деревянного колеса телеги.

 

От слова «соль»

Первые два проекта, разработанные сотрудником местного краеведческого музея Сергеем Скирченко, уже хорошо известны: они не раз были представлены на ярмарках в области и за её пределами, основаны на исторических фактах и, как это принято в туризме, на красивых легендах. Сувенир-солонка «Мишка-Варяжек» отражает историю возникновения города Сольцы и связан с образом торговца солью, варяга. Ведь согласно толковому словарю В.И. Даля слово «варяг» на территории России означало не наёмного воина (норманна), а коробейника. В основе сувенира — фигура медведя, его изображение есть на гербах Великого Новгорода и города Сольцы, название которого связано с добычей соли.

Образ русалки в мифологии разных народов ассоциируется с водной стихией. А Сольцы возникли на территории, где бьёт из-под земли множество соляных ключей. Кстати, скульптура русалки украшала фонтан солецкого бальнеологического курорта до Великой Отечественной войны.

— По итогам голосования в качестве бренда города Сольцы был выбран Мишка-Варяжек, набравший 70,4% голосов, — говорит заведующая отделом культуры и молодёжной политики администрации Солецкого района Наталья ЛЕВАШОВА. — Теперь, чтобы получить официальный статус бренда, этот проект будет представлен для обсуждения и утверждения депутатам районной Думы. После чего мы планируем предложить его использование предпринимателям для брендирования своей продукции и выпуска сувениров.

В основе бренда

Если в Сольцах с выбором бренда, в общем-то, больших проблем не было, то в Марёве долго думали, что взять за основу. В итоге остановились на легенде о любви девушки Мареи и юноши Марея, чьи семьи, жившие на противоположных берегах речки Марёвки, враждовали, но это не помешало молодым людям влюбиться и сохранить свои чувства. Сюжет, прямо скажем, заимствованный. Но в данном случае — со счастливым исходом. Публике главных героев легенды, впрочем, как и саму историю, представили во время недавнего празднования Дня района. Правда, что делать дальше — не решили.

Как пояснили в районной администрации, пока будут привлекать Марею и Марея на крупные районные культурно-массовые мероприятия. А там, может, скульптуру влюбленных на въезде в посёлок поставят...

А вот Старая Русса активно использует логотип, разработанный в 2015 году студией Артемия Лебедева. Хотя предложенная столичным дизайнером эмблема города, представляющая собой изображение фонтана, напоминающего одновременно жаворонка, вызвала тогда настоящий шквал критики. Впрочем, как и цена вопроса — несколько сотен тысяч рублей.

— Тогдашняя шумиха сыграла нам только на руку, — считает заместитель главы Старорусского района Игорь АНАНЬЕВ. — Про Старую Руссу говорили много и везде. А внимание лишним не бывает.

Один на всех

А что делать тем районам Новгородской области, у которых нет денег на разработку собственного логотипа, да и продвигать с туристической точки зрения особо нечего?

— Я — за кооперацию в этом вопросе, — говорит министр инвестиционной политики Новгородской области Владимир КУИМОВ. — Бренд «Русь Новгородская» — это наша общая тема, которая принесёт больше дивидендов, в том числе и финансовых, нежели когда каждый будет сам по себе. Конечно, это хорошо, если район старается продвигать себя. Но здесь важно понимать, что за этим стоит, концепция должна быть четкой и понятной. Поэтому, мне кажется, районам нужно объединять свои ресурсы для продвижения новгородской территории в целом.

Тем более что нашим экспортерам предлагают бесплатно применять бренд «Русь Новгородская». Логотип можно использовать на продукции несырьевого экспорта, за исключением экспорта подакцизных товаров, и при экспорте услуг. Бренд предприятиям, ориентирующимся на внешние рынки, передаёт туристический офис «Русь Новгородская» после заключения соответствующего соглашения.