Пятница, 22 ноября 2024

Редакция

Индустрия креатива,

В креативной экономике ценят уникальность продукта, и «Крестецкая строчка» — тому пример

Фото: автора

или Как монетизировать экономику идей и знаний

Новгородский фонд развития креативной экономики начал принимать заявки на гранты и займы от предпринимателей, чей бизнес начался с интеллектуальной деятельности. Директор Фонда Юрий ВЕСЕЛЬЕВ рассказал «НВ», почему важно поддерживать уникальность и как на этом помогут заработать.

— Юрий Михайлович, давайте для начала определимся, что все-таки такое креативная экономика?

— Если сказать одним словом — будущее. Креативная экономика — это новая технология развития территории, повышения благосостояния людей, основанная на простых и давно известных принципах. Немного о том, как образуется прибыль в традиционной экономике: мы берём сырье и силами рабочих с помощью оборудования превращаем его в конечный продукт. Если повезёт, то его стоимость на рынке будет немного превышать совокупные затраты на сырьё, зарплаты, обслуживание оборудования. Существуют и косвенные расходы, к примеру — транспортные, которые определяют, для какой территории тот или иной вид производства будет прибыльным. Потому металлургические предприятия располагаются неподалёку от залежей руды.

— В креативной экономике не так?

— В креативной экономике основную часть дополнительной стоимости продукта создаёт идея. Продукт обретает ценность за счёт его уникальности, эксклюзивности. Стоимость картины не оценивается исходя из затрат на краску и холст, а книга ценится не на вес бумаги. Приведу в пример броши BoChicca, уже прославившие Новгород: старинные пуговицы, ленты и бусины стоят недорого сами по себе, соединить их вместе тоже не так уж затратно — это простые технологические действия. Важнее и ценнее всего сама идея — соединить их в оригинальный аксессуар, придумать для каждой броши оригинальный дизайн и описание. То есть при определении стоимости продукта креативной экономики сумма затрат на сырьё и рабочие руки многократно перекрывается ценностью идеи. Это значит, что косвенные затраты не так существенны, а производство можно организовать где угодно. Это отличие креативной экономики от традиционной также даёт возможность больше зарабатывать. И необходимость создавать условия для того, чтобы в креативную голову пришла идея. Это означает, например, появление парков для прогулок, комфортных дворов для совместного отдыха соседей. И это запускает круговорот комплексного развития территории: для организации общественных пространств нужны креативные идеи, созерцание их продукта воспитывает новых креативных людей. Важно дать идее первоначальный толчок. Запустить процесс может помочь небольшой грант или льготный заём. Их и будет предоставлять Новгородский фонд развития креативной экономики.

— Фонд представили публике недавно, на Первом межрегиональном форуме креативных индустрий. Но работать он начал ещё весной. Чем Фонд занимался всё это время?

— О том, что Фонд готов к рассмотрению первых заявок на гранты, действительно было объявлено на Первом межрегиональном форуме креативных индустрий. Собственно Фонд являлся одним из соорганизаторов этого мероприятия. Так что наша команда уже вовсю работала к этому времени. Да и становление Фонда, который был для региона уникальным проектом, — дело непростое. Несколько месяцев мы работали в двух основных направлениях. Во-первых, мы искали интересные проекты и помогали их авторам сформулировать «коммерческую составляющую». К сожалению, очень часто бизнес и искусство говорят на разных языках. Увлечённый идеей человек не склонен просчитывать материальную выгоду от её реализации. Оказывать методическую помощь одарённым творцам, добавляя в их идею немного бизнеса, — также одна из наших задач. В конечном счёте Фонд должен способствовать созданию новых коммерческих организаций, способных платить налоги государству и давать работу людям. Это значит, что каждый поддерживаемый нами проект должен иметь экономическую перспективу. И мы искали её вместе с авторами проектов.

— А второе направление работы?

— Оно не менее важно. Это привлечение инвесторов, переговоры с ними. Мы не скрываем свою близость к правительству Новгородской области, открыто называем губернатора Андрея Никитина одним из идеологов нашего Фонда. Но что касается денежных средств на гранты, займы, на деятельность наших экспертов — ни копейки бюджетных средств там нет. Сегодня основным спонсором являются ПАО «Акрон» и ООО «Агентство регионального развития». Надеюсь, что их примеру последуют и другие предприятия. Ещё немного скажу о взаимодействии с властью: эксперты Фонда принимали участие в обсуждении проектов региональных законов, которые способствовали бы развитию креативной экономики. Допустим, принятый в декабре областной закон о поддержке ремёсел обсуждался в региональном министерстве промышленности и торговли с апреля. И несколько предложений Фонда попало в итоговый его текст.

— Чем Фонд сейчас может помочь предпринимателям?

— Начинающие работу в сфере креативных индустрий предприниматели могут рассчитывать на гранты. Пока предельный размер одного гранта определён в 300 тысяч рублей. Это небольшая сумма, конечно, но для покупки какого-то минимального оборудования или создания прототипа её вполне может хватить. Как я уже говорил, основную ценность продукта в креативной экономике определяет идея, а она у наших заявителей уже будет в наличии. Проект, подготовленный и оформленный по определённой форме, поступит в Фонд и будет передан экспертному совету. Пока он состоит из 13 специалистов в креативной экономике и поддержке бизнеса. Этот коллегиальный орган примет решение о поддержке или об отказе в ней.

— Для тех, кто уже давно на рынке, поддержка предусмотрена?

— Для сформировавшихся предпринимателей мы готовы предоставлять займы. Чтобы их получить, надо будет предоставить серьёзное обоснование, доказать, что предприятие уже является прибыльным. Так что мы видим для себя путь креативного проекта таким образом: сперва — грантовая поддержка стартапа, потом — один или несколько займов для его расширения. И третье направление, как я уже говорил, — это аккумулирование успешных практик и их предложение к внедрению в Новгородской области, методическая помощь, основанная на этих практиках.

— Какие проекты могут претендовать на помощь Фонда?

— Мы рассматриваем в качестве приоритетов следующие креативные индустрии: цифровые технологии, в том числе проектирование, дизайн компьютерных игр, технологии виртуальной и дополненной реальности; архитектуру и дизайн, в том числе креативный дизайн общественных пространств; индустрию моды и дизайн товаров народного потребления; музыку, исполнительское искусство; кинематограф и индустрию развлечений вообще; литературу и издательское дело, а также городскую среду. Уверен, нам удастся пополнить этот список в будущем и трансформировать его под Новгородскую область. Ещё раз подчеркну, креативная экономика — это всё же экономика. Мы работаем с проектами, которые реализуют коммерческие организации, и они должны иметь экономическую перспективу.

— Есть ли уже предприниматели, обратившиеся в Фонд?

— В разной степени готовности в настоящее время находятся более 20 проектов, с которыми наша команда предварительно уже знакома. Не называя имен, могу сказать, что десять из них — из области индустрии моды. Наша команда довольно успешно поработала этим летом на четырёхдневном акселераторе Fashion Futurum. Да и каждое упоминание Фонда в прессе приносит новую волну звонков. Уверен, после этой нашей беседы количество обращений увеличится. И это тоже одна из задач Фонда — популяризировать креативную экономику как шанс для кардинальных изменений в нашем регионе.