Пятница, 22 ноября 2024

Елена Кузьмина

Alibaba и новые возможности

Новгородка Екатерина Бурова, создательница бренда Rockets, планирует торговать на eBay и Wildberries

Фото: из архива Екатерины Буровой

Новгородский бизнес готовится к освоению международных торговых площадок

Покупки на электронных торговых площадках — давно не новость. Каждый из нас хоть раз в жизни приобретал вещи таким способом, а кто-то стал постоянным клиентом eBay, Lamoda, AliExpress, Wildberries... Крупнейшие мировые и российские производители оседлали электронные продажи. Новгородские бизнесмены этими тропами пока не хаживали, но хотят выйти на большие международные торговые перекрёстки. С какими подводными камнями могут столкнуться предприниматели? Некоторые уже приступили к освоению нового рынка. Как, например, героиня нашей рубрики «Моё дело» Екатерина Бурова, выпускающая спортивную одежду для мужчин и женщин.

6 тысяч долларов и ещё кое-что

К слову, сейчас для выхода в большой Интернет — самое удобное время. Как рассказала директор Новгородского центра поддержки экспорта Татьяна ЛАВРЕНТЬЕВА, федеральное министерство экономического развития на условиях софинансирования с региональным бюджетом выделяет в том числе средства на поддержку бизнесменам, решившим открыть аккаунты на электронных торговых площадках.

Возможность эта, без преувеличения, уникальная. Только представьте: чтобы находиться в верхней части списка производителей в результатах поиска нужного товара китайского интернет-магазина Alibaba, нужно заплатить ему 6 тыс. долларов США! Не заплатишь, будешь «висеть» последним в списке, и вряд ли у покупателя хватит терпения добраться до такого производителя. Если, конечно, он не создает инновационный продукт, единственный в своем роде. Так что те, у кого нет лишних 6 тыс. долларов, получили хороший шанс выйти на международный рынок. Но обо всём по порядку.

Хьюстонские ракеты попали в цель

Новгородская предпринимательница Екатерина Бурова готовится выйти на две крупные торговые площадки — eBay и Wildberries. У каждой из них — свои преимущества. Но есть и сложности. Начнем с Wildberries, российского лидера интернет-продаж, работающего с зарубежьем, но в большей степени ориентированного на отечественных покупателей. Эта площадка подчиняется российским законам, и одно из главных требований для неё, помимо обязательной официальной регистрации в качестве ИП или юридического лица, — зарегистрированная торговая марка. Для Буровой её оформление обернулось сложностями, которые могут ждать многих бизнесменов.

Новгородка и её партнер Артём Александров производят спортивную одежду под брендом Rockets (рус. — ракеты). Каким же было их удивление, когда выяснилось, что торговая марка с использованием такого слова уже занята. Её «застолбили» американские баскетболисты, игроки клуба «Хьюстон Рокетс» (англ. Houston Rockets), выступающие в НБА. Команда — профессиональная, располагающая достаточными средствами для того, чтобы зарегистрировать международный товарный знак, который действует и в России.

И вот уже не первую неделю Екатерина и Артем ломают голову над тем, каким может быть их товарный знак. В этом деле немало ограничений, и сейчас новгородка не исключает, что придется вовсе отказаться от Rockets и выбрать новый бренд.

Помимо этих сложностей сама процедура регистрации марки стоит недёшево. Нужно заплатить пошлины за подачу заявки, которые обойдутся в сумму около 60 тыс. рублей, оформить множество других документов и ждать не менее 10 месяцев, когда Роспатент выполнит все необходимые процедуры. Заниматься регистрацией марки самостоятельно и одновременно вести бизнес очень неудобно, а значит, нужно обращаться к юристам. По подсчётам предпринимательницы, на это потребуется не менее 100 тыс. рублей.

— Однако это совсем не значит, что любой начинающий предприниматель должен озаботиться регистрацией торговой марки, если он когда-нибудь планирует торговать в Интернете, — считает БУРОВА. — Наоборот, не советую этого делать. Не исключено, что предприниматель сменит направление бизнеса, откажется от него. Тогда расходы на создание торговой марки не будут оправданы. Избежать дополнительных трат не удастся, но всё-таки лучше это делать на том этапе, когда бизнес уже устоялся.

Проверка на прочность

По мнению Екатерины, сотрудничество с Wildberries станет для её бизнеса отличным шансом для расширения рынка сбыта и проверкой на конкурентоспособность.

Во-первых, предпринимательнице и её партнеру потребуется обеспечить запас одежды для отправки на склад интернет-магазина в Московской области — по требованиям Wildberries, не менее 300 единиц. Нужно представить все модели всех размеров минимум по 10 единиц. Каждую следует упаковать в отдельный пакет, что новгородцы делали и ранее, но теперь придётся заказать новую партию пакетов со штрихкодом и снабдить каждую модель биркой со штрихкодом. Перестраховка нужна на случай, если одежда потеряется на складе. Такое может быть, и об этом Екатерина и Артем узнали, посидев на интернет-форумах уже работающих с Wildberries производителей. Модели должны быть «экипированы» по всей форме, чтобы не дать повод менеджерам торговой площадки оштрафовать предпринимателя.

— А это может запросто случиться, — говорит Бурова. — Нас предупредили, что менеджеры интернет-магазина могут придраться к любой мелочи. От количества штрафов зависит их зарплата.

Раньше за возможность торговать в интернет-магазине нужно было заплатить входной бонус, но теперь на Wildberries действуют другие правила: предприниматель оставляет магазину 19% от стоимости каждого проданного товара и оплачивает пересылку вещи покупателю, в том числе и в случае, если тот только примерит её и вернет обратно. Каждый «вояж» вещи стоит 30 рублей, а их может быть несколько.

Но самое главное — на сайте Wildberries, как, впрочем, и на любой другой торговой площадке, новгородцы вступят нос к носу в конкуренцию с другими производителями. Спортивной одежды в интернет-магазинах хватает. Кого выберет покупатель — зависит от многих факторов: цены, качества ткани, правильной презентации моделей...

— Нам советуют, что в интернет-магазин лучше отправлять одежду с универсальным дизайном и назначением, без авторских вытачек и украшений, — говорит Екатерина. — Кроме этого, мы решили сами провести фотосъёмку моделей в нашей одежде, хотя Wildberries готов их сфотографировать.

Государство поможет

Все эти тонкости, с которыми должен быть знаком предприниматель, решивший сотрудничать с российским интернет-магазином, Бурова узнала сама. Но в Великом Новгороде обучение бизнесменов, собирающихся последовать её примеру, проводят и организованно — уже упомянутый центр поддержки экспорта, работающий в структуре регионального Фонда поддержки предпринимательства.

Центр оказывает бизнесу поддержку по выходу и продвижению на трёх крупных торговых площадках — американском eBay и европейском Europages, ориентированных на западного покупателя, и китайском Alibaba, тоже работающем со всем миром, но облегчающем выход на восточный рынок. Раньше специалисты Центра только консультировали, а теперь могут предложить возможность и льготной регистрации в интернет-магазинах.

Самый демократичный по своим требованиям — eBay, интернет-гигант с аудиторией в 179 млн покупателей. Для него достаточно зарегистрировать счёт в международной платёжной системе PayPal, которая потребует свою комиссию, и торгуй! Даже за пересылку вещи можно не платить — это может сделать покупатель.

Europages и Alibaba — не бесплатные площадки. Зато у них есть свои очень весомые преимущества: они работают с производителями в формате B2B, то есть бизнес с бизнесом — оптовые поставки, а не розница, как на американской площадке.

По словам Татьяны Лаврентьевой, в интернет-магазинах можно торговать практически любой продукцией, включая продукты питания длительного хранения, и даже оказывать услуги. К примеру, Емельяновская биофабрика, предприятие, базирующееся в Хвойнинском районе и занимающееся производством чая из дикорастущих и культурных растений, задумалась о работе с Alibabа. Компания «Медовый дом» планирует продавать в Интернете медовые гранулы. Фабрика «Крестецкая строчка» вышла на eBay, но к продажам пока не приступила.

Торговля в Интернете может принести новгородскому бизнесу и другие дополнительные выгоды. 28 марта правительства Новгородской области, Удмуртии и компания eBay подписали трехстороннее соглашение о сотрудничестве. В рамках него стартовал проект по развитию экспортных продаж малого и среднего бизнеса «Регионы экспорта».

Сейчас в Великом Новгороде Центр поддержки экспорта совместно с российским представительством eBay организует обучающие вебинары с местным бизнесом, на которых рассказывается о пошаговой регистрации на торговой площадке, нюансах таможенного оформления, логистики и др. В обучении участвуют 18 предпринимателей и компаний, занимающихся выпуском одежды, светильников, фарфора, украшений, сувениров... По итогам занятий предприниматели будут иметь готовые «витрины» на eBay.

Кроме того, в рамках подписанного соглашения будет протестирована пилотная схема применения нулевой ставки НДС для розничных экспортеров. С ее помощью новгородские предприниматели смогут снизить стоимость товаров на 20% без уменьшения своей прибыли, а это — большое конкурентное преимущество для бизнеса.

Итак, для региональных компаний и индивидуальных предпринимателей открыты двери на крупнейшие торговые площадки мира. Что даст им этот шанс? Для них это пока — большая интрига.